• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузы США проигрывают в интернационализации

США проигрывают другим странам в области интернационализации высшего образования, выявило исследование, проведенное Международной ассоциацией университетов (International Association of Universities - IAU). Его результаты представила эксперт по интернационализации вузов, старший научный сотрудник IAU Мадлен Ф. Грин в журнале  НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».

В миссиях большинства американских вузов, несомненно, есть пункт, касающийся интернационализации. В то же время, этот аспект развития университетов оказался для США не столь приоритетным по сравнению с другими странами. Об этом свидетельствует позиция руководителей американских вузов, а также стратегии и инфраструктурные механизмы интернационализации этих университетов, рассказала Мадлен Ф. Грин в статье «США впереди планеты всей? Не в вопросах интернационализации». Работа опубликована в журнале «Международное высшее образование», представляющим собой русскоязычную версию информационного бюллетеня International Higher Education Бостонского колледжа (США).

Выводы Грин основаны на 4-м Международном исследовании интернационализации высшего образования, проведенном IAUв 2013 году. Участниками проекта стали 1336 вузов со всего мира. Из них 209 расположены в США (55% американских респондентов представляли частные некоммерческие вузы, 3% – частные коммерческие и 42% – государственные).

Недостаточный акцент на международное партнерство

Интернационализация – обязательный пункт миссий большинства американских университетов. Однако, как ни странно, респонденты из США говорили о ней реже, чем респонденты из других стран, – в 86% случаев против 92% по выборке в целом, подчеркивает эксперт.

Более того, о существовании в вузе стратегии интернационализации упоминали менее половины американских респондентов (43% против 53% по выборке в целом). Для сравнения: в Европе доля университетов, имеющих стратегии международного партнерства, достигает 61%. Это максимальная цифра среди всех регионов мира, уточняет исследователь. При этом доля университетов США, в которых вообще отсутствует стратегия интернационализации, ровно вдвое превысила эту долю по выборке в целом: 15% против 7,5%.

Приведенные данные, естественно, коррелируют с той значимостью, которую придают международному развитию университетов их руководители. И здесь результаты вполне ожидаемые: среди американских респондентов ощутимо меньше тех, кто говорит о большой роли интернационализации: 53% против 69% в целом по выборке.

Не удивительно, что представители университетов США чаще подчеркивали и невысокую значимость международных процессов в вузах. Доля таких респондентов достигает 11% и, таким образом, более чем вдвое превышает соответствующую долю по выборке в целом – 5%.

Механизмы интернационализации развиты слабее

Надежным индикатором заинтересованности университетов в развитии международного сотрудничества служат соответствующие инфраструктурные механизмы. Среди них, например, специальное ответственное за интернационализацию подразделение, выделенный для этого бюджет, оценка и мониторинг происходящих процессов, – то есть четкие и понятные направления работы.

Как бы то ни было, в вузах США чаще, чем в других участвовавших в исследовании университетах, отмечалось отсутствие таких вполне тривиальных инфраструктурных механизмов, констатирует Мадлен Ф. Грин. «Американские вузы вообще реже включают международное измерение в стратегию университета», – добавляет исследователь.

Кооперация с университетами США теряет популярность

Межвузовское «сотрудничество с североамериканским регионом [США и Канадой – ред.] не является приоритетным для большинства других регионов», продолжает Мадлен Ф. Грин.

Так, для университетов Европы, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона приоритетным оказалось выстраивание отношений с вузами их собственного региона. А вузы Латинской Америки, Ближнего Востока и стран Карибского бассейна «наиболее заинтересованы в партнерстве с европейскими университетами, хотя стоит заметить, что для латиноамериканских и карибских вузов Европа и Северная Америка оказались одинаково привлекательными».

Таким образом, делает вывод эксперт, это были единственные два региона, поставившие Северную Америку на первое место в плане приоритетности этого направления. Для ближневосточных вузов Северная Америка стала вторым по значимости регионом, для европейских и африканских – третьим.

Что касается американских университетов, то для них приоритетным регионом для рекрутинга иностранных учащихся оказался Азиатско-Тихоокеанский регион. На втором месте для них – Латинская Америка и Карибский бассейн. На третьем – Ближний Восток.

Любопытно, что ни в одном из регионов респонденты, говоря о привлечении иностранных студентов, не указали Северную Америку в качестве основного направления работы, подчеркивает исследователь. Эти данные также говорят о пробуксовке международного партнерства вузов США.

Таким образом, результаты проведенного исследования развенчивают сложившийся в Америке миф о глобальном лидерстве страны в сфере интернационализации высшего образования, резюмирует Мадлен Ф. Грин. «Вузы и правительства многих стран уделяют все больше внимания практикам и стратегиям интернационализации», – добавляет она. Вопрос в том, смогут ли США ответить на этот вызов, заключает исследователь.

См. также:

Общению нужно учиться
Вузам необходима международная интеграция
Стажировки должны стать доступнее
Онлайн-курсы усиливают эффект глобализации
Успешные вузы не боятся трансформаций
Мобильность студентов возрастет
Вузы приходят в упадок из-за сопротивления переменам
Глобализация вузов модернизировала экономику Китая

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 27 июля, 2015 г.