• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Природная рента тормозит рост экономики

Природная рента при слабых экономических институтах тормозит развитие экономики. Реформы отрасли, проводимые в последние четыре года, не помогли России избавиться от «сырьевого проклятья», отметил младший научный сотрудник лаборатории исследования отраслевых рынков НИУ ВШЭ Иван Хомутов в докладе «Распределение нефтяной природной ренты в российской экономике: в поисках оптимума».

Проклятие скважины

Природная рента – это добавочный доход, сверх нормальной прибыли на труд и капитал, получаемый государством благодаря благоприятным природным условиям. «Грубо говоря, это незаработанный производителем доход, который есть потому, что страна обладает каким-то ресурсом», – пояснил Иван Хомутов.

Проблема управления рентными доходами напрямую связана с феноменом «ресурсного проклятия». Суть его в том, что страны, богатые природными ресурсами, испытывают определенные проблемы с экономическим ростом. Прежде всего, по словам автора, с этой проблемой сталкиваются государства с плохими общественными институтами. К примеру, Норвегия не страдает от «проклятия», а Нигерия страдает в крайней степени.

Есть две гипотезы, объясняющие негативное влияние ренты на экономику.

Первая – это проблема рентоориентированного поведения. В странах с плохими институтами (прежде всего институтами частной собственности) выгода от занятий бизнесом падает, а если есть большая природная рента, то перспектива стать рантье гораздо привлекательнее. Поэтому большое количество субъектов начинает конкурировать за ренту, что в итоге приводит к снижению темпов роста ВВП.

Вторая гипотеза – низкое качество управления государственными средствами (неэффективность госинвестиций) в странах с плохими институтами.

Куда утекает нефть

В России вопросы ресурсной ренты сосредоточены в двух отраслях: нефтяной и газовой (в докладе Хомутова речь идет только о доходах «нефтянки»). Создание и распределение нефтяных доходов происходит на трех этапах: добыча и экспорт нефти; поставка нефти на НПЗ, производство нефтепродуктов и отправка их на экспорт; производство продуктов для внутреннего рынка. Нефтяную ренту полностью изымает государство через два платежа – НДПИ и экспортные полшины. Цена нефти на внутреннем рынке меньше на величину транспортных затрат и экспортной пошлины – так субсидируются нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Цены на нефтепродукты на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем за счет отсутствия все тех же транспортных затрат и экспортных пошлин. Таким образом, субсидируются внутренние потребители – население, приобретающее бензин, и компании, использующие нефтепродукты.

В последние четыре года в России было проведено три реформы налогообложения нефтяной отрасли, напомнил автор доклада.

Первая прошла в 2011 году и имела три цели: стимулировать инвестиции в добычу; увеличить экспорт нефти за счет сокращения объемов переработки убыточных НПЗ; стимулировать углубление переработки. В результате нефтедобыче вернули нормальную прибыль, существенно выиграло государство, немножко потребители и проиграла переработка.

Две последние реформы: «малый налоговый маневр» в 2013 году и «большой налоговый маневр» в 2014 году. Цель первого была чисто фискальной – государство хотело изъять у потребителей нефтяную ренту и увеличить, таким образом, доходы бюджета. Объяснялось это стремлением снизить энергоемкость экономики за счет повышения цен на нефтепродукты. Реформа не была завершена, на смену ей пришел «большой налоговый маневр». В результате реформы выиграли нефтедобытчики и государство, потеряли переработчики и потребители.

Взять и поделить

Исследования Всемирного банка и других международных структур показывают, что российские институты отличаются крайне низким качеством. В таких условиях перераспределение природной ренты от потребителей к государству может, по словам Хомутова, иметь серьезное негативное последствие для экономики. Так, рост цен на нефтепродукты не приводит к заметному снижению энергоемкости, механизм распределения ренты среди потребителей несправедлив – богатые слои населения получают большую выгоду от низких цен на нефтепродукты, чем бедные. Кроме того, есть проблема непродуктивной занятости населения: действующая система налогообложения позволяет существовать убыточным предприятиям и отраслям (в т.ч. за счет бюджетных субсидий).

Автор доклада считает целесообразным отказаться от субсидирования переработчиков нефти и промышленных потребителей, а высвободившийся кусок доходов (порядка 3,6-3,7% ВВП) передать физлицам. В ценах 2014 года, это примерно 20 тысяч рублей на душу населения. Следующим шагом должна стать полная отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которые составляют основу природной ренты. Одновременно предполагается увеличение НДПИ на величину, не превышающую размеров отмененной пошлины. В перспективе, это позволит отказаться от субсидирования разных отраслей экономики через природную ренту, у государства исчезнет возможность субсидировать убыточные предприятия, а главное, как уверяет Иван Хомутов, уйдет проблема рентоориентированного поведения, поскольку «пропадает предмет конкуренции, конкурировать не за что».

См.также:

Дешевая нефть и санкции тормозят внешнюю торговлю
Развитие энергетики определит будущее

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 9 июля, 2015 г.