• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цена на нефть увеличивает доходы бюджета

Высокие цены на нефть позволяют федеральному бюджету получать дополнительные нефтегазовые доходы. При сохранении относительно благоприятной внешней конъюнктуры и при условии, что экономический кризис в России не будет углубляться, федеральный бюджет может получить в 2015 году около 1 трлн рублей дополнительных доходов, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».

За первые пять месяцев 2015 года доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным показателем 2014 года на 8,9%. Снижение нефтегазовых доходов составило 21,5%, что неудивительно в условиях существенного падения цен на нефть. При этом ненефтегазовые доходы совершенно незапланированно выросли на 5,6%. В целом ситуация с поступлениями в казну складывается пока вполне благополучно, если сопоставлять показатели за пять месяцев со скорректированным планом на 2015 год.

Объем доходов федерального бюджета на 2015 год, в соответствии с принятыми в апреле поправками, рассчитан исходя из цены на нефть 50 долларов за баррель и обменного курса 61,5 рубля за доллар. По данным Центрального банка, средний обменный курс доллара к рублю за январь-май составил 57,75 рубля, а средняя цена на нефть марки Urals за этот период равнялась 56,3 долларам. Сохранение этих показателей на уровне первых пяти месяцев в течение года привело бы к увеличению нефтегазовых доходов бюджета на 430-450 млрд рублей по сравнению с запланированным уровнем.

Таблица 1. Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета за январь-май 2015 г., в % к ВВП

Как следует из таблицы 1, уровень доходов снизился в 2015 году до 19% ВВП за счет сокращения относительно ВВП объема нефтегазовых доходов. Доля ненефтегазовых доходов в ВВП, напротив, выросла за счет внутреннего НДС, при незначительном сокращении доли в ВВП НДС на импорт. Это привело к росту ненефтегазовых доходов в номинальном выражении по отношению к показателям 2014 года.

Отметим, что в целом на 2015 год план по ненефтегазовым доходам на 3% ниже доходов 2014 года. Таким образом, и по нефтегазовым, и по ненефтегазовым доходам план в 2015 год исполняется с определенным опережением. При сохранении тенденции первых пяти месяцев доходы федерального бюджета в 2015 году могут превысить план на 1-1,2 трлн рублей, что позволило бы сэкономить значительные средства Резервного фонда, подчеркнули эксперты Центра развития.

Впрочем, внешняя конъюнктура во второй половине 2015 года может ухудшиться. Кроме того, майские показатели ненефтегазовых доходов федерального бюджета намного хуже аналогичных показателей за предыдущие месяцы. Поступления НДС от продаж внутри страны за май 2015 года в 2,5 раза ниже среднего показателя за первые четыре месяца года. Отчасти это объясняется сезонным фактором. Но также может быть связано и с углублением общеэкономического кризиса. В пользу последней версии говорит то, что, в соответствии с новыми данными Росстата, важнейшие экономические показатели за май выглядят хуже, чем за период с января по май. Углубление кризиса может сделать нерелевантными оценки превышения годовых доходов бюджета по сравнению с планом, отметили эксперты.

Расходы федерального бюджета за январь-май 2015 года профинансированы на 42,1% от уточненного годового плана, в 2013 году этот показатель составлял 37%, в 2014 году – 36%. Высокие показатели исполнения бюджета по расходам в 2015 года связаны с масштабным авансированием исполнения оборонного заказа. За пять месяцев на оборону перечислено почти 60% выделенных на год средств.

Дефицит федерального бюджета за первые пять месяцев 2015 года равен 1 050 млрд рублей, или 3,7% ВВП (такой же уровень дефицита относительно ВВП запланирован на год). Помимо дефицита бюджета, за этот период были профинансированы сокращение государственного внешнего долга на сумму 171 млрд рублей, расходы на выдачу бюджетных кредитов составили 60,7 млрд рублей. При этом, по данным Казначейства, положительный финансовый итог операций с ценными бумагами за первые пять месяцев составил 76,4 млрд рублей, доходы от приватизации практически отсутствовали. Таким образом, общий объем средств, необходимый для финансирования бюджетного дефицита и операций по разделу финансирования бюджетного дефицита составил 1,2 трлн рублей.

По данным Минфина России, на финансирование бюджетного дефицита в январе-мае текущего года было потрачено «всего» 500 млрд рублей средств Резервного фонда. На 1 июня 2015 года объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 4 039 млрд рублей. В качестве недостающих источников финансирования на сумму около 700 млрд рублей, как считают эксперты Центра развития, были использованы средства бюджетных организаций. Фактически это означает, что распорядители бюджетных денег получили средства на свои казначейские счета, но не перечислили их в полном объеме бюджетополучателям. Напомним, что масштабное авансирование оборонного заказа в начале года является частью Антикризисного плана правительства и особенностью исполнения федерального бюджета в 2015 года.

При сохранении нынешних конъюнктурных условий и неуглублении кризиса годовой план по доходам федерального бюджета в 2015 год может быть перевыполнен на 1-1,2 трлн рублей и сэкономлены значительные средства Резервного фонда. Однако этого может не произойти в случае падения цен на нефть и существенного ухудшения экономических показателей. Средства Резервного фонда не удастся сэкономить и в случае пересмотра расходов.

Андрей Чернявский

Полный текст презентации «Комментарии о государстве и бизнесе»

 

Автор текста: Чернявский Андрей Васильевич, 2 июля, 2015 г.