• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дешевая нефть и санкции тормозят внешнюю торговлю

Дешевая нефть тормозит российский экспорт, а дешевый рубль, дорогие кредиты и санкции ведут к падению импорта. Это следует из данных мониторинга «Центра развития» НИУ  «Помесячная динамика экспорта и импорта товаров (сезонно скорректированные данные) с января 2005 года по март 2015 года».

Текущие тенденции

Авторы доклада отмечают, что с июня 2014-го по март 2015-го показатели экспорта и импорта стабильно снижались (соответственно на 31,3% и 38,4%). Главным фактором негативного тренда стало падение мировых цен на основные экспортные позиции России, прежде всего, на сырую нефть. Как следствие, стоимостные объемы экспорта «черного золота» уменьшились на 47,9%, дизельного топлива – на 46,6%, жидких топлив – на 37,3%, прочих нефтепродуктов – на 46,3%, природного газа – на 34%.

Заметно лучшие обстоят дела в сегменте машин, оборудования и транспортных средств – здесь снижение экспорта составило лишь 2,4%. Учитывая спад в гражданском машиностроении, эксперты «Центра развития» полагают, что экспорт в этой товарной группе обеспечивался в основном вывозом авиакосмической техники, военной техники иоборудования. В целом же сокращение отмечено у 15 из 19 учитываемых врасчетах товарных групп, исключением стала рафинированная медь, необработанный алюминий, минеральные удобрения и древесная целлюлоза.

Что касается импорта за тот же период, то отрицательная динамика отмечена для всех рассматриваемых товарных групп. Более 8 месяцев сокращались закупки машин, оборудования и транспортных средств, свежего и мороженого мяса птицы, свежей имороженой рыбы, а также мебели и товаров, относящихся к прочему импорту. В итоге стоимостные объемы импорта мяса птицы уменьшились на 59,5%, свежей и мороженой рыбы - на 58,5%, черных металлов - на 53,3% свежего и мороженого мяса (без мяса птицы) - на 47,8%, легковых автомобилей - на 46,9%, стальных труб – на 45,4%, мебели – на 41,8%, машин, оборудования и транспортных средств, кроме легковых автомобилей – на 40,5%.

Такое падение объясняется тремя основными причинами:

  • девальвацией рубля, приведшей к снижению реальных располагаемых доходов населения и падению потребительского спроса;
  • спадом в реальном секторе из-за инфляции, резкого удорожания кредитов и санкций со стороны США и ЕС;
  • запретом на ввоз некоторых видов продовольствия из стран, которые ввели
  • экономические санкции против России.

Без учета экспорта нефти и газа сальдо торгового баланса находилось в области положительных значений и увеличивалось от месяца к месяцу, что связано, в первую очередь, с сокращением валютной выручки от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа.

Ощутимое снижение

За первые три месяца 2015 года экспорт товаров сократился на 11,7%, импорт – на 20%, а положительное сальдо торгового баланса уменьшилось на 1,2%. Сокращение стоимостного объема в решающей степени обусловлено снижением экспортных цен – стоимость снизилась у 13 из 19 рассматриваемых товарных групп. Более 75% валового сокращения объемов экспорта пришлось на поставки нефти, дизельного топлива, жидких топлив. У шести товарных групп, в том числе природного газа, минеральных удобрений, необработанного алюминия, отмечено увеличение поставок.

А вот снижение импорта коснулось всех 13 учитываемых товарных групп. Более 80% падения пришлось на закупки машин, оборудования и транспортных средств (без легковых автомобилей), а также товаров, относящихся к прочему импорту. Сокращение стоимостных объемов импорта сопровождалось уменьшением физических объемов ввоза всех рассматриваемых товарных групп.

В месячном исчислении в марте 2015 года экспорт сократился на 3,5%, импорт – на 5,4%, положительное сальдо торгового баланса – на 1,5%. Сокращение стоимостного объема экспорта обусловлено снижением экспортных цен, которое частично компенсировалось увеличением физических объемов поставок. Стоимость экспорта товаров снизилась у 12 из 19 рассматриваемых товарных групп. Порядка 80% сокращения пришлось на сырую нефть, дизельное топливо и жидкие топлива. Главным фактором, сдерживающим падение, стало увеличение поставок за рубеж природного газа и минеральных удобрений.

Таблица 1. Изменения сезонно скорректированных индексов экспорта товаров вмарте 2015 года относительно предыдущего месяца, %

Импорт за тот же период сократился на 5,4%. Более 80% валового снижения пришлось на машины, оборудование и транспортные средства (без легковых автомобилей), и на товары, относящиеся к прочему импорту. Сокращению стоимостных объемов импорта противодействовало, главным образом, увеличение закупок легковых автомобилей и лекарственных средств.

Таблица 2. Изменения сезонно скорректированных индексов импорта товаров в марте 2015 года относительно предыдущего месяца, %

Полный текст презентации 

См. также:

Индустрия адаптировалась к финансовым шокам
Объем внешней торговли сокращается
Импорт сокращается вместе с экспортом

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 30 июня, 2015 г.