• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гражданская идентичность влияет на отношение к мигрантам

Одним из серьезных факторов, определяющих отношение к мигрантам, является гражданская идентичность. Ее составляющие, одной из которых является патриотизм, по-разному связаны с восприятием миграции. Большую роль в этой взаимосвязи играет уровень финансового благополучия. Патриотичные люди, довольные своим материальным положением, склонны к более позитивному отношению к мигрантам, выяснила в ходе исследования сотрудник международной лаборатории социокультурных исследований (МНУЛСКИ) НИУ ВШЭ Лусине Григорян.

В процессе исследования Лусине Григорян выделила трехкомпонентную структуру гражданской идентичности: национализм, культурный патриотизм и политический патриотизм. Национализм (чувство гордости своей страной в сравнительном контексте) способствует негативному отношению к мигрантам, культурный патриотизм (гордость достижениями в области культуры, искусства, литературы и т.п) никак не связан с отношением к мигрантам, а отношение в случае наличия политического патриотизма зависит от уровня субъективного благополучия человека. Чем более респондент доволен своей жизнью, тем больше вероятность, что он будет позитивно настроен к выходцам из других стран и регионов.

В ходе исследования были проанализированы данные на выборке, насчитывающей 856 респондентов – представителей принимающего населения (русские) в возрасте от 16 до 71 года. География исследования – Центральная Россия, Северный Кавказ, Поволжье и Дальний Восток.

Высокий уровень предвзятости

Россия находится на втором месте в мире после США по количеству мигрантов, согласно докладу ООН за 2013 год «Тренды международных миграционных потоков» (Trends in International Migrant Stock). По данным ООН, в России насчитывается 11 миллионов мигрантов.

Внешние и внутренние мигранты – один из источников этнического многообразия российских регионов. По данным ФМС, чаще всего внешние мигранты приезжают в Россию из Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы, Китая, Турции и Вьетнама. Однако, как отмечает исследователь, наиболее негативно принимающее население в России относится к мигрантам, которые являются соотечественниками. Речь идет о выходцах с Северного Кавказа. «Эта группа, которую принято называть «кавказцы», – самая стигматизированная», – комментирует исследователь, уточняя, что под «кавказцами» жители российских регионов обычно подразумевают чеченцев, ингушей, дагестанцев и выходцев из других республик СФО. Также к этой группе нередко причисляют мигрантов из Азербайджана, Грузии и Армении.

То, что жители российских регионов достаточно враждебно настроены по отношению к кавказским мигрантам, подтверждают исследования ФОМ (2011, 2012 годы). В ходе опросов более 24 000 респондентов выяснилось, что от 53% до 60% москвичей не желают видеть в качестве соседей приезжих с Северного Кавказа, а также из Азербайджана, Грузии и Армении.

Несмотря на то что Россия – изначально многонациональная страна, что теоретически должно способствовать толерантности, в реальности уровень предвзятости среди россиян по отношению к национальным меньшинствам в настоящее время достаточно высок. Согласно данным ОЭСР за 2010 год, Россия среди 42 стран занимает 39 место по индексу воспринимаемой меньшинствами толерантности. Поэтому важно понимать, из чего складываются факторы предвзятого отношения к мигрантам.

Составляющие гражданской идентичности

Один из наиболее важных факторов, определяющих отношение к мигрантам, – гражданская идентичность как чувство принадлежности к стране. Россия представляет собой благодатную почву для исследований гражданской идентичности, отмечает Лусине Григорян, однако часто в российских исследованиях этот фактор рассматривается упрощенно, просто как сила привязанности к своей стране или позитивность эмоций, связанных с этой принадлежностью. Но на самом деле гражданская идентичность может принимать содержательно разные формы, и в этом исследовании Лусине Григорян анализирует, как содержательно разные формы идентичности связаны с отношением к мигрантам.

В процессе своей работы исследователь выделила трехкомпонентную структуру российской гражданской идентичности. Составные этой структуры: национализм, культурный патриотизм и политический патриотизм. Исследователь поясняет, что главный критерий различения национализма и патриотизма заключается в тенденции сравнивать собственную страну с другими. В исследовательской литературе национализм трактуется как позитивная внутригрупповая оценка, основанная на вере в то, что родная страна превосходит другие и, соответственно, имеет право доминировать. Национализм определяется как «псевдо», «слепой» или «относительный патриотизм». Патриотизм в чистом виде связан с позитивной оценкой принадлежности к стране безотносительно сравнений ее с другими государствами.

Исследователь проводит здесь параллель с термином «национальная гордость». В научной литературе патриотизм нередко определяется именно через этот термин. Ученые разделяют национальную гордость на культурную и политическую. Культурное измерение отсылает к истории, людям, искусству, культурным достижениям, а политическое к гражданской стороне общества, политическим институтам, экономике. В исследовании Григорян термины политический и культурный патриотизм и политическая и культурная национальная гордость используются как синонимы.

По данным опросов Левада-Центра, проведенных с 1996 по 2012 годы, среди россиян наиболее распространена культурная национальная гордость. Так, историей гордятся 80% россиян, а системой социальной защиты чуть более 20%. Топ наиболее популярных ответов россиян на вопрос о предмете национальной гордости в 2014 году: национальные ресурсы, история, спорт, культура и географические размеры страны.

Потенциальная конкуренция накаляет нетерпимость

В ходе исследования выяснилось, как разные составляющие гражданской идентичности взаимосвязаны с отношением к мигрантам. Анализ показал, что национализм связан с антиимигрантскими установками, что повторяет результаты многих других исследований в этой области. Если позитивная идентичность человека основывается на идее о том, что его/ее страна лучше, чем другие, то естественным образом такие люди достаточно негативно воспринимают мигрантов. В этом заключается базовая идея теории социальной идентичности: если идентичность человека основана на сравнении себя с другими, то для того, чтобы ему чувствовать себя хорошо, необходимо, чтобы другие группы, с которыми он сравнивает свою, были хуже. Мигранты – это самые очевидные и доступные представители «других», и с помощью негативного отношения к ним поддерживается собственная позитивная идентичность.

Что касается патриотизма, то здесь этого сравнительного контекста нет. Такую идентичность еще называют «автономной», то есть у человека нет необходимости «принижать» другие группы, чтобы «возвышать» свою. В литературе, как поясняет исследователь, можно найти результаты, говорящие как о позитивной связи патриотизма с установками по отношению к мигрантам, так и об отсутствии какой-либо связи. Разделение патриотизма на «культурный» и «политический» объяснило такие различия в результатах исследований.

Исследование показало, что культурный патриотизм никак не связан с отношением к мигрантам. Однако обнаружилась взаимосвязь между политическим патриотизмом и позитивными установками в отношении к мигрантам. Было выдвинуто две гипотезы для объяснения этой связи. Первая состояла в том, что причина в конформизме – люди дают социально желательные ответы как в отношении гордости своей страной, так и в отношении мигрантов, демонстрируя позитивный настрой. Однако подтвердилась вторая гипотеза. Она заключается в том, что позитивному отношению к мигрантам способствует удовлетворенность материальным положением. Те респонденты из группы «политических патриотов», которые довольны своей жизнью, высказывают положительное отношение к мигрантам. «Это может быть объяснено тем, что люди, в целом более удовлетворенные собой и своей жизнью, обычно более толерантны. Если человека устраивает его финансовое положение, то он, как правило, не воспринимает мигрантов как конкурентов в борьбе за ресурсы, поэтому у него меньше причин плохо к ним относиться», – поясняет исследователь.

См. также:

Мультикультурность способствует развитию российского общества
Геополитические завоевания не спасут национальную гордость
Принимающая страна влияет на ценности мигрантов
Сегрегация ведет к снижению доверия в обществе
Киргизские мигранты не хотят жить в России постоянно

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 29 июня, 2015 г.