• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На постсоветском пространстве не хватает альтруистов

Население любой из стран не гомогенно по своей ценностной структуре. В одном и том же обществе можно встретить как людей, ориентированных на заботу о других, так и индивидуалистов, нацеленных на личные достижения и рассчитывающих в первую очередь на себя и собственные ресурсы. Меньше всего в европейских странах носителей ценностей роста – независимых альтруистов, готовых, с одной стороны, помогать другим, но с другой, не ждущих ничего взамен. Самая малочисленная группа альтруистов локализована на постсоветском пространстве, пришли к выводу сотрудники Лаборатории исследований массового сознания НИУ ВШЭ Владимир Магун и Максим Руднев.

Независимые aльтруисты в России – «дефицитная» социальная группа. Речь в исследовании Владимира Магуна и Максима Руднева идет о представителях так называемого класса ценностей роста. Этот термин ученые придумали для описания ценностного типа людей, которые не зацикливаются только на личных достижениях, а готовы помогать окружающим и улучшать общество без расчета на получение «бонусов» от государства, социальных групп или конкретных людей.

В ходе своих исследований Магун и Руднев разработали ценностную типологию для европейских стран, выделив пять ценностных классов европейцев, которые в том или ином соотношении сочетают в себе такие ценности, как консерватизм и заботу и открытость и самоутверждение.

Последние данные, полученные учеными, свидетельствуют о том, что население постсоветских стран в большей степени ориентировано либо на заботу взамен на ответную защиту, либо на собственные достижения с готовностью рисковать, чем на альтруизм с одновременной самостоятельностью и независимостью.

Ученые проанализировали данные 4,5 и 6 волны (2008, 2010 и 2012 гг.) Европейского социального исследования (ESS) по 32 странам.

«Союзники» по ценностям есть везде

Жители любой европейской страны представляют собой не уникальную и гомогенную «национальную культуру», а комбинацию нескольких транснациональных ценностных систем, пришли к выводу в ходе анализа Магун и Руднев. Практически во всех изученных странах, согласно полученным данным, есть представители всех пяти ценностных классов.

Проведенное исследование опирается на теорию ценностей Ш. Шварца, в которой базовые ценности определяются как «желаемые кросс-ситуативные цели, различающиеся по важности и служащие руководящими принципами в жизни человека».

Десять базовых ценностей могут быть объединены в четыре ценностные категории – Открытость изменениям, Забота о людях и природе, Сохранение, Самоутверждение. А эти категории, в свою очередь, объединяются в две биполярных ценностных оси – Сохранение – Открытость изменениям и Самоутверждение – Забота о людях и природе.

Другой вариант группировки – по критерию «индивидуальное-социальное». Социальная ориентация включает ценности заботы и сохранения, направленные на интересы других людей и групп. Индивидуалистическая ориентация, включающая ценности открытости изменениям и самоутверждения, напротив, сфокусирована на интересах самого носителя ценностей. Исследователи поясняют, что люди с социальной ориентацией готовы действовать на благо окружающих, но в то же время рассчитывают взамен на получение социальной защиты. Индивидуалисты действуют прежде всего в своих собственных интересах и при этом не надеются на социум и государство и открыты новизне и риску.

В ходе анализа исследователи пришли к выводу, что более 80% европейского населения объединяются в четыре ценностных типа или класса: сильная индивидуалистическая ориентация, слабая индивидуалистическая ориентация, слабая социальная ориентация, сильная социальная ориентация.

Рисунок 1. Ценностные классы европейского населения в пространстве ценностных осей Шварца

Источник: материалы исследования Владимира Магуна и Максима Руднева

Наименьшая по количеству ценностная группа в Европе – класс ценностей роста, если противопоставлять ее социальной и индивидуалистической ориентации. Таких образом, класс ценностей Роста, как отмечают исследователи, оказался вне ценностной диагонали. Так в 2008, 2010 и 2012 годах в среднем по Европе доля носителей ценностей роста составляла 16, 18 и 16% соответственно. Доли носителей социальных и индивидуалистических ценностей были примерно соотносимы по своим объемам – 45 и 39% в 2012 году соответственно.

Внутристрановая ценностная гетерогенность, как отмечают исследователи, ведет к тому, что даже в сильно отличающихся друг от друга странах можно встретить группы людей, разделяющих одни и те же системы ценностей. «В плане социально-политических последствий это может облегчить общение людей из разных стран, потому что в каждой из них люди могут найти своих «ценностных союзников», – комментируют Магун и Руднев.

Альтруизм независимых людей

Концентрация более 80% европейского населения в группах социальной или индивидуалистической ценностной ориентации, как отмечают исследователи, объясняется тем, что люди строят свои ценностные предпочтения по принципу социального обмена. «Если человек предпочитает заботу о других людях самоутверждению, то он взамен хочет получить от окружающих руководство к действию и защиту (предпочитая сохранение открытости). Если же человек предпочитает самоутверждение заботе, то тогда у него нет оснований ждать ответной помощи, и приходится полагаться на себя», – комментируют авторы. Ожидания защиты и руководства к действию выражаются в ценностях безопасности, конформности и традиции. Взамен этим ценностям индивидуалисты предпочитают ценности самостоятельности и риска.

Ученые отмечают, что в качестве одного из социальных партнеров человека может выступать государство. Из этого следует, что ценности двух социально ориентированных типов, как говорится в исследовании, включают в себя в том числе и вертикально ориентированную социальность и вертикальное доверие. «Это может означать готовность заботиться и доверять адресатам, указанным государством, полагаться на государственные источники информации и государственную защиту», – поясняют исследователи.

Что касается представителей класса ценностей роста, то у них отсутствует жесткая связь между альтруизмом и социальной зависимостью. «Люди, принадлежащие к этому типу, сильно привержены заботе об окружающих, но в то же время не ожидают от них взамен указаний, как жить и действовать, или ответной защиты и заботы, они привержены самостоятельности и не боятся рисковать. Это альтруизм независимых людей», – говорится в исследовании Магуна и Руднева. Представители класса ценностей роста в среднем более молоды, более образованны, более обеспечены, происходят из семей более высоких социальных страт, чем представители других ценностных классов. «Мы полагаем, что для возникновения такого рода ценностей необходимо большое количество ресурсов, в которые включаются различные виды капитала: человеческий (образование), социальный (доверие окружающим), финансовый (удовлетворенность базовых потребностей) и другие», – комментирует Максим Руднев.

В России растет количество индивидуалистов

Класс ценностей роста наиболее представлен среди жителей Северной и Западной Европы, чем среди жителей средиземноморских и постсоциалистических стран. В России класс ценностей Роста охватывает всего 2% населения.

Распределение ценностных классов в четырех группах европейских стран в 2008, 2010 и 2012 годы

Источник: материалы исследований В. Магуна и М. Руднева

«Типологическая структура ценностей россиян похожа на внутристрановые распределения ценностных типов в других постсоциалистических и средиземноморских странах и заметно отличается от типологического профиля скандинавских и западноевропейских стран долей класса роста: 2-3% в России против в среднем 24-36% по Скандинавии и Западной Европе», – говорится в исследовании.

В течение последних нескольких лет доля представителей класса роста в России практически не менялась. Однако есть определенная динамика в изменении соотношения социально и индивидуалистически ориентированных классов. «Если в 2008 году в российском населении наблюдалось небольшое преобладание социально ориентированных индивидов, то в 2012 году баланс изменился на противоположный и возникло преобладание индивидуалистически ориентированных индивидов (54 против 44%)», – говорится в исследовании. Изменения, как отмечают авторы, происходили за счет обеих составляющих индивидуализма: росло предпочтение ценностей открытости изменениям ценности сохранения, а также предпочтение ценностей самоутверждения ценностям заботы. Уже проведенные исследования Магуна и Руднева доказывают, что у молодых поколений почти всех постсоциалистических стран (в сравнении с их сверстниками из западно- и североевропейских стран) сильнее, чем у их более старших соотечественников (сравниваемых со сверстниками из тех же стран) выражены разные группы индивидуалистических ценностей. «Это связано в первую очередь с приходом новых поколений россиян, социализировавшихся вне советской системы и в условиях новых социально-экономических реалий, и уходом советских поколений», – комментирует Руднев.

См. также:

Родители воспитывают в детях индивидуализм
Эвтаназия стала следствием индивидуализации общества
Принимающая страна влияет на ценности мигрантов
Экономический кризис не сказался на ценностях европейцев
Россиян тянет к полюсу «жадности и подозрительности»

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 24 июня, 2015 г.