• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Трудовое законодательство регулирует степень лояльности работника компании

Приверженность работника компании зависит от множества факторов. Во время финансовых кризисов и повышения уровня безработицы социальное самочувствие работников ухудшается, что может отрицательно сказываться и на корпоративной приверженности. В то же время, чем большие издержки несет работодатель при увольнении персонала, тем меньше оснований у сотрудников эмоционально держаться за свою работу, выяснила в ходе исследования старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ Галина Монусова.

Исследования показывают, что чем выше уровень корпоративной приверженности работников, тем более высокие экономические показатели имеет организация.

Корпоративная приверженность – достаточно непростое явление, которое зависит от ряда факторов, таких, например, как уровень образования, возраст, уровень защищенности на рабочем месте, вовлеченность в профессиональную деятельность, а также стиль правовых отношений между работником и работодателем.

Галина Монусова выяснила, что приверженность организации выше в странах с более либеральным трудовым законодательством, таких, например, как США и Швейцария, и ниже в странах с более жестким регулированием рынка труда. В России, как показало исследование, сравнительно низок уровень организационной приверженности.

В ходе исследования использовались данные национальных репрезентативных опросов населения по Международной программе социальных опросов (ISSP), проведенных в 2005-2006 годах. Была проанализирована выборка объемом 17000 человек из 25 стран. Также дополнительно для проверки устойчивости результатов использовались данные Eвропейского социального исследования (ESS) за 2010 год.

Ценности компании и сотрудника должны совпадать

Принятие ценностей организации, желание работать на ее благо и оставаться членом этой организации – так в научной литературе характеризуется корпоративная приверженность. Ученые также трактуют ее в рамках понятий «верность» или «лояльность», при наличии которых работник, выбирая между уходом из организации и возможностью изменить ее к лучшему, отдает предпочтение последнему, даже, если это грозит ему неопределенностью. То есть, как отметила Галина Монусова, организационная приверженность – это осознание своей деятельности, как важной составной части деятельности компании и желание работать на ее благо.

Представление о том, что подразумевается под корпоративной приверженностью дают также вопросы, использованные в анкете ISSP-2005, в отношении которых респондентам предлагают выразить свое согласие или несогласие: «Ради успеха предприятия вы готовы работать больше и напряженнее, чем требуется? Вы гордитесь тем, что работаете на своем предприятии (учреждении)? Вы бы отказались от другой предложенной вам работы с несколько большей оплатой, чтобы остаться на своем предприятии (учреждении)?» Утверждение ESS, с которым респонденту предлагают согласиться или не согласить полностью или частично, звучит следующим образом: «Я бы с удовольствием работал на нынешнем рабочем месте, даже если бы не нуждался в деньгах».

На уровень корпоративной приверженности влияют как личные, социодемографические, так и страновые факторы. Например, как отметила Монусова, люди старшего возраста более привержены своим компаниям.

Чем выше уровень образования, тем ниже может быть уровень корпоративной приверженности, если, по мнению работника, уровень его образования не соответствуют занимаемой им должности.

Также важно то, какие возможно предоставляет сотруднику его работа. Если для него важны содержательный труд, интересная и разнообразная деятельность и компания это ему обеспечивает, то человек будет демонстрировать высокую приверженность работе и организации.

Значительное влияние на корпоративную приверженность может оказывать уверенность работника в своем статусе на рынке труда и восприятие своего положения, как стабильного или нестабильного. Проведенный анализ показал, что работники, имеющие сильные позиции на рынке труда, нацеленные на результаты и интересную работу, более привержены своему рабочему месту, чем люди, у которых эти ценности отсутствуют.

«В то же время, приверженность корпорации отрицательно связана с уязвимостью занятости и нестабильностью доходов: снижение надёжности занятости, беспокойство по поводу потери работы, низкая оценка дохода, ориентация на заработок коррелируют негативно с желанием работать на данном рабочем месте», – пояснила Монусова. Исследования показывают, что во время кризиса, когда растет безработица у работников, занятых на более защищенных рабочих местах, ухудшается социальное самочувствие, вызванное страхом потерять работу. А это, как отмечает исследователь, может снижать корпоративную приверженность.

Работники в Европе чаще привержены компаниям

В то же время высокая степень защищенности работников трудовым законодательством не способствует корпоративной приверженности, показали результаты анализа, проведенного Галиной Монусовой. Так, индекс корпоративной приверженности в США и Швейцарии – стран с либеральным трудовым законодательством – достигает 11 баллов. Наиболее низок уровень приверженности в данном сравнительном контексте в Латвии (8,6 баллов), России (8,5 баллов), Франции (8,2 балла).

Результаты проведенного анализа продемонстрировали, что кроме жесткости трудового законодательства снижению уровня корпоративной приверженности способствует подписание работодателем коллективного соглашения (договор о защите прав работников с соответствующими структурами).

Таблица 1. Индекс организационной приверженности, средние страновые значения (минимальное значение – 3; максимальное – 15). ISSP 2005

Источник: доклад Г.Монусовой

Таким образом, более жесткая законодательная и договорная защита занятости снижает лояльность и желание людей идентифицировать свои интересы с целями организации, в которой они трудятся, делает вывод Монусова. Законодательная защита прав работников и определенный уровень материального вознаграждения, как она отмечает, дает им возможность почувствовать поддержку со стороны государства и профсоюзов, «ощутить свою общность с этими социальными акторами, которые «играют на их стороне».

См.также:

Ненадежная занятость трансформирует общество
Ведущие компании ищут талантливую молодежь
Персонал отбирают по ценностям и внешности
Вовлеченные сотрудники приносят пользу компании
Привязанность к начальнику полезна компании
Успех бизнеса зависит от мотивации сотрудников

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 22 июня, 2015 г.