• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Курсы дают шанс на хорошее образование

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) вызывают немало критики. Главные упреки связаны с высоким отсевом слушателей и тиражированием  неоколониализма. Но у образования в сети есть резервы повышения эффективности, рассказал Бен Вильдавски в свежем выпуске журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».

Появившиеся в 2008 году МООК воспринимались обществом с восторгом и расценивались как инструмент расширения доступа к высшему образованию в бедных странах. Пик эйфории пришелся на 2012 год, когда заработала «большая тройка» - Coursera, Udacity и EdX. Но вскоре энтузиазм сменился некоторым скепсисом. Критики открытых образовательных онлайн-платформ сомневались в реальной пользе МООК. Так, уровень отсева слушателей курсов беспрецедентен.

В 2012 году только 5% слушателей 17 предложенных EdX курсов окончили обучение, констатирует руководитель программы по изучению высшего образования в Институте управления Университета штата Нью-Йорк и профессор Университета Олбани Бен Вильдавски. Онлайн-ресурсы потерпели неудачу и на другом фронте: им пока не удалось завоевать внимание малообразованных людей. Большинство слушателей уже имеют диплом о высшем образовании. Да и география курсов уже, чем хотелось бы: львиная доля аудитории проживает не в развивающихся, а в развитых странах, поэтому о расширении доступности образования говорить не приходится.

Эксперты даже засомневались, работают ли онлайн-курсы за пределами западной культуры. Звучала и другая мысль: новые образовательные платформы служат инструментом неоколониальной политики, экспансии западных ценностей (см. статью Онлайн-курсы усиливают эффект глобализации).

Как бы то ни было, МООК продолжают развиваться, и мера совершенства – не совсем верный критерий их оценки, уверен Бен Вильдавски. Его статья с красноречивым названием «МООК в развивающихся странах: новая надежда или надувательство?» вышла в 80-м выпуске бюллетеня «Международное высшее образование» (весна 2015 года) – русскоязычной версии информационного бюллетеня International Higher Education, выпускаемого Бостонским колледжем. В этом номере журнала экспертов просили обозначить болевые точки высшего образования на ближайшие два десятилетия. Комментарий Вильдавски стал речью в защиту нового образовательного формата.

МООК отвечают ожиданиям общества

Развитие технологий, рост спроса на образование и разработка новых подходов к обучению неминуемо приведут к дальнейшему распространению МООК, убежден исследователь. А потому вопрос не в существовании курсов, а в направлениях их апгрейда. В этом смысле «сейчас мы наблюдаем глобальный эксперимент», указывает Вильдавски.

Недостатки существующих онлайн-платформ, по мнению эксперта, легко объяснимы. Так, по поводу высокого отсева слушателей исследователь оптимистично заявляет: «У МООК так много подписчиков, что, допустим, даже если 90% из них отсеиваются в процессе обучения, то сертификат об окончании получают 10 тысяч человек». К тому же среди отсеявшихся есть и те, кого интересовал, скорее, новый формат обучения, а не его результат (см. статью «Успехи слушателей онлайн-курсов зависят от мотивации»).

Демократизация образования благодаря МООК все же наблюдается, говорит эксперт. Действительно, две трети подписчиков EdXза 2012 и 2013 годы имели образование выше среднего. Зато оставшуюся треть – а это свыше 220 тысяч человек – составили люди со средним образованием и ниже.

Аргумент с неоколониальным содержанием образования для Вильдавски также неубедителен. «Никто никого не заставляет подписываться на МООК», – пишет он. Сами бренды лучших западных вузов столь известны, что нет ничего странного в желании студентов многих стран обучаться на онлайн-курсах Массачусетского технологического института или Стэнфорда.

Онлайн-библиотека для любопытных

Бен Вильдавски наметил возможные сценарии развития МООК. В США, вероятно, слушатели некоторых курсов будут получать определенные сертификаты, имеющие практическое значение. Однако до выдачи полноценных дипломов дело пока вряд ли дойдет. Другие открытые образовательные онлайн-платформы станут чем-то вроде «библиотеки для любопытных». А некоторые вузы предложат наиболее заинтересованным студентам совмещать традиционные занятия и МООК.

Расширение путей к образованию в развивающихся странах, по мнению Вильдавски, также вполне реально. Широкополосный интернет в Африке малодоступен, поэтому основной канал получения информации – мобильный интернет, пишет эксперт. На этот канал и делается ставка (в ряде стран – например, Гане, Камеруне, Нигерии и Танзании – мобильные телефоны есть у 80% населения). Руководители EdX и Facebook запустили в регионе совместный проект SocialEDU по созданию новой образовательной платформы, доступной пользователям недорогих мобильных телефонов. EdX в проекте становится поставщиком бесплатного контента.

Таким образом, совершенствование МООК продолжается, резюмирует исследователь. Они становятся более гибкими, более демократичными и более эффективными.

См. также:

Успехи слушателей онлайн-курсов зависят от мотивации
Онлайн-обучение заставляет студентов думать
Онлайн-курсы усиливают эффект глобализации
Интернет станет главным помощником в деле самообразования

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 16 июня, 2015 г.