• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Низкая самооценка может быть предвестником безработицы

Став безработными, служащие средней квалификации страдают от потери дохода, а руководители – от потери уважения. При этом самые высокие шансы потерять работу у рабочих и людей, занятых в сфере обслуживания. Такие выводы содержатся в докладе младшего научного сотрудника Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Анны Зудиной «Динамика субъективного социального статуса при потере работы: анализ профессиональных различий», представленном на IX Всероссийской научной конференции памяти Юрия Левады «Современное российское общество и социология», прошедшей в НИУ ВШЭ.

Потеря работы – это не только снижение материального благополучия, но и значительная психологическая и социальная травма, которая тяжело переживается человеком. Глубина переживаний во многом зависит от того, чем занимался безработный и какую позицию в карьерной лестнице он занимал.

«Ощущение субъективного счастья и удовлетворенности жизнью значительно снижается, потому что исчезает источник дохода и основа для самоидентификации, пояснила Анна Зудина. – Для отдельных представителей профессиональных групп потеря работы также означает исчезновение постоянного источника стресса». Речь о высококвалифицированных специалистах и управленцах – для них потеря работы может приводить и к позитивному изменению в плане удовлетворенности жизнью, как бы парадоксально это не звучало. Отсюда – значительные сложности в интерпретации результатов исследования удовлетворенности жизнью.

Утраченный статус

Чтобы проследить динамику самооценки индивида после потери работы, автор исследования предложила использовать индикатор «субъективного социального статуса». «Он отражает восприятие индивидом собственного места на социальной лестнице, – рассказала эксперт. – Значительный корпус исследований, проведенных в данной тематике, показывает, что представления о своем месте в обществе являются важным фактором, как в поведении индивидов, так и в их отношении к процессам в обществе». Субъективный социальный статус формируется преимущественно под влиянием положения на рынке труда, а наличие занятости является одним из основных факторов в выстраивании своего представления о положение в обществе.

Зудина попыталась выяснить, как профессия индивида влияет на динамику субъективного социального статуса после потери работы. Это позволяет узнать относительную цену потери работы для представителей различных профессиональных групп, то есть понять, с какой ступени профессиональной лестницы при потере работы падать больнее.

Особое внимание Зудина обращает на два возможных вида потери работы:

  • безработица, когда человек хочет, но не может найти работу. Это всегда мощный удар по самоидентификации, психическому здоровью и удовлетворенности жизнью. Помимо этого, даже в случае нахождения новой работы, многие люди долго не могут восстановить прежний уровень материального благосостояния;
  • экономическая неактивность, когда человек не занят и не ищет работу (уходит с рынка труда). Вынужденный уход в неактивность сопряжен с негативными последствиями для самовосприятия. Уход в неактивность из-за рождения ребенка, выхода на пенсию или для получения образования – не ассоциируется с неудачей или личными недостатками, а потому, как правило, не приводит к негативной динамике самовосприятия.

Средние страдают больше

Эмпирической базой исследования стал Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения ВШЭ за период 2000-2012 годов. Блок анкеты, посвященный особенностям занятости, позволил выделить респондентов, которые теряли работу, перейдя в безработицу или неактивность. При этом неформальная или нерегулярная занятость из анализа исключалась.

В исследовании рассматриваются три индикатора субъективного социального статуса, которые предполагают оценку респондентом своего места в обществе по независимым девятибалльным шкалам:

  • оценка респондентом своего положения в терминах «богатство-бедность» (субъективное материальное благосостояние);
  • оценка респондентом своего уровня располагаемой власти;
  • оценка степени уважения, которую респондент испытывает к себе со стороны других.

Результаты исследования показали, что вероятность стать безработным в целом невелика – всего 2%, а средняя вероятность перейти из формальной занятости в неактивность составляет 5%. При этом безработица не представляется однозначным тупиковым состоянием, потому что более 40% безработных опять находят формальную занятость. Из неактивности вернуться на рынок труда гораздо сложнее (или на это решаются меньше людей) – только 8% экономически неактивных в следующем периоде находят формальную работу.

Далее выяснилось, что выделяется несколько профессиональные групп, у представителей которых при потере работы снижается средняя самооценка материального благополучия. Больше других страдают представители рабочих профессий (высоко-, средне-, низкоквалифицированные), а также специалисты средней квалификации. По самооценке власти при потере работы хуже других воспринимают себя также специалисты средней квалификации и служащие. Наконец, по субъективному уважению выделяется группа руководителей, которые став безработными утрачивают именно этот атрибут социального положения. Вместе с ними от потери уважения страдают специалисты средней квалификации и низкоквалифицированные рабочие.

«Выделяется только категория специалистов средней квалификации, которые «проседают» по всем трем аспектам восприятия статуса, результаты по остальным профессиональным группам очень разрознены», – комментирует результаты Анна Зудина.

Другой важный момент, на который она обращает внимание: самооценка работников, которые в последствие стали безработными, по некоторым профессиональным группам была исходно ниже, чем у тех, кто остался занятым.

Самоотбор в безработицу

Переход из занятости в неактивность, в отличие от безработицы, оказывает большее влияние на самооценку людей –здесь большее число профессиональных групп испытывает влияние по большему числу индикаторов. При этом оценки субъективного благосостояния и субъективного уважения часто коррелируют между собой.

Выделяется группа высоко- и средне квалифицированных специалистов, у которых ухудшается представление о собственном месте в обществе, с точки зрения материального положения. Руководители вновь испытывают значимое падение самооценки уважения, а также власти. Падение по этим параметрам также есть у высоко- и среднеквалифицированных рабочих и специалистов высшей квалификации.

Регрессионный анализ подтвердил основной результат – только специалисты средней квалификации, став безработными, ухудшают свое положение по всем трем составляющим субъективного социального статуса. Данный переход оказывается наиболее болезненным для них из-за того, что в современной структуре занятости им, зачастую, не находится места.

В группах с большими рисками безработицы (рабочие профессии и занятые в сфере услуг), негативная динамика самооценок при потере работы либо вовсе отсутствует, либо наблюдается лишь по восприятию материального положения. Автор предполагает, что это объясняется нечувствительностью представителей данных профессий к потере занятости. Благодаря высоким рискам безработицы наличие (или отсутствие) занятости не является ключевым фактором формирования представлений о своем месте в обществе, которое и без потери работы является очень низким.

При переходе в экономическую неактивность страдает большее число профессиональных групп – это руководители и специалисты высшей квалификации. Показатель субъективного благосостояния и уважения значимо снижается у специалистов средней квалификации и у квалифицированных рабочих. Для данных профессий переход в неактивность, по мнению автора, в большей степени связывается с репутационными эффектами состояния незанятости.

В заключении автор констатирует: есть «некий самоотбор в безработицу у работников с низкими уровнями образования, навыков, квалификации и компетенции». Дорога в безработицу идет либо через рабочие места плохого качества, из-за которых у людей наблюдается низкая самооценка даже до потери работы, либо через понимание, что занимаемое место не соответствует уровню квалификации. «Данные о том, что безработица является прибежищем наименее способных, подтверждаются результатами альтернативных исследований», – отметила Зудина.

Презентация «Динамика субъективного социального статуса при потере работы: анализ профессиональных различий» 

См. также:

В России не принято снижать зарплату в кризис
Россияне не могут позволить себе стать безработными
Демографический спад поддержит рынок труда
Экономика стирает границу между «формалами» и «неформалами»

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 16 июня, 2015 г.