• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Расширение бизнеса повышает его конкурентоспособность

Повышение уровня конкурентоспособности бизнеса за счет увеличения размеров компании на Западе становится все более неэффективной стратегией. В странах БРИКС все обстоит иначе. Расширение бизнеса путем слияний и поглощений позволяет догнать или вытеснить зарубежных конкурентов, выяснили сотрудники НИУ ВШЭ Ирина Ивашковская и Ирина Скворцова.

Диверсификация бизнеса, подразумевающая появление новых продуктовых линеек, – один из основных способов роста и поддержания конкурентоспособности компаний во всем мире. Таким образом, предприятие занимает новые ниши и, в ряде случаев, если речь идет о развивающихся странах, даже может создавать новые внутренние рынки, выигрывающие конкуренцию с существующими внешними.

Профессор НИУ ВШЭ Ирина Ивашковская и стажер-исследователь научно-учебной лаборатории корпоративных финансов НИУ ВШЭ Ирина Скворцова решили выяснить, насколько отличается эффективность компаний в зависимости от способа реализации стратегии диверсификации. «Между собой сравнивалась эффективность деятельности компаний и стратегии диверсификации, то есть роста за счет расширения ассортимента и вывода на рынок новых продуктов», – пояснила Скворцова.

Под органическим ростом подразумевалось развитие за счет внутренних инвестиций, под неорганическим – слияния и поглощения. Эффективность измерялась показателем экономической прибыли. Использование этого показателя позволило ответить на вопрос, каким образом изменяется фундаментальная стоимость компании в течение периода наблюдения.

Были проанализированы сведения по 861 компании. При этом 253 фирмы представляли развивающиеся рынки капитала, а 608 организаций – развитые. Авторы изучили данные за 2009-2012 годы. Выборка компаний была cформирована на основании данных информационно-аналитической базы S&P Capital IQ. В нее включались публичные компании, ведущие финансовую отчетность в соответствии со стандартами МСФО или US GAAP на протяжении всего периода наблюдения. Больше половины всех анализируемых компаний составили промышленные предприятия производственного сектора.

Результаты исследования были представлены в докладе «Эффективность органического и неорганического роста компаний путем диверсификации бизнеса на развитых и развивающихся рынках капитала» в рамках регулярного семинара «Эмпирические корпоративные финансы».

Слияния против новых технологий

Анализ статистических данных показал: по уровню рентабельности активов компании с развивающихся рынков капитала приблизительно в 1,3 раза превосходят фирмы с развитых рынков. При этом для компаний Германии, Франции и Италии характерно более высокое отношение рыночной стоимости к балансовой стоимости активов.

На развитых рынках капитала на Западе диверсификация бизнеса на основе стратегии органического роста (то есть инвестиций в создание новых продуктов) увеличивает стоимость компании в краткосрочном и долгосрочном периоде. При этом диверсификация на основе стратегии неорганического роста (за счет слияний и поглощений) повышает стоимость компании только на краткосрочном горизонте.

На растущих рынках капитала диверсификация бизнеса на основе стратегии органического роста снижает стоимость компании в краткосрочном периоде, но в случае диверсификации на основе стратегии неорганического роста способствует увеличению стоимости и в краткосрочном, и в долгосрочном периоде. То есть, более эффективной стратегией в развитых странах является расширение бизнеса посредством инвестиций в создание новых продуктов, в развивающихся – расширение бизнеса путем слияний и поглощений.

Компании на растущих рынках капитала используют период кризиса для завоевания конкурентных позиций, что предполагает активную экспансию на новые продуктовые рынки для того, чтобы догнать или вытеснить зарубежных конкурентов, отметили ученые. Так как многие проекты могут быть недостаточно проработанными и реализовываться только для того, чтобы успеть воспользоваться сложившейся ситуацией, диверсификация органическим способом не приводит к созданию дополнительной стоимости, а наоборот снижает эффективность деятельности компаний.

В то же время на Западе повышение уровня конкурентоспособности за счет увеличения размеров компании становится все более неэффективным, особенно в долгосрочной перспективе. Современные рынки требуют от компаний разработки более современных технологических решений, то есть развития изнутри, нежели достижение выгодных условий с контрагентами в случае наличия у компании рыночной силы.

См также:

Социальная активность приносит бизнесу привилегии
Социально активные компании более конкурентоспособны
Предприниматели не готовы передать бизнес наследникам
Индустрия адаптировалась к финансовым шокам
Ведущие компании ищут талантливую молодежь
Развитие предпринимательства не способствует росту экономики

 

Материалы по теме

Санкции губят российскую индустрию

Российские компании научились преодолевать кризисы. В последние годы одним из основных факторов роста эффективности и конкурентоспособности предприятий являлась интеграция в мировую экономику. При ограничении доступа к западным инвестициям, рынкам, технологиям и оборудованию бизнесу будет крайне сложно развиваться и расти, считает ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Борис Кузнецов.

Аукционы снижают цены при госзакупках

Во многих странах при организации государственных закупок предпочтение отдается конкурентным процедурам торгов, в первую очередь, аукционам. Замдиректора Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Елена Подколзина и младший научный сотрудник этого института Анна Бальсевич решили проверить, всегда ли аукционы являются оптимальной формой госзакупок. Доклад «Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках в России» будет представлен на стартующей 7 апреля XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Страны БРИКС должны увеличить инвестиции в здравоохранение

Здоровье населения – один из ключевых факторов экономического роста, однако уровень инвестиций в здравоохранение в странах БРИКС существенно ниже аналогичного показателя в государствах ОЭСР, рассказала профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Марина Ларионова.

Системе госзаказа нужны индикаторы коррупции

В настоящее время нет общепринятых методик, с помощью которых можно измерить уровень коррупции в системе госзакупок. Между тем коррупция в этой сфере – один из факторов, негативно сказывающихся на развитии российской экономики. Сотрудники Лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Анна Бальсевич и Елена Подколзина по результатам исследования разработали систему индикаторов, которая может помочь выявлению и измерению коррупции в системе госзаказа.

Инновациям нужна господдержка

Государство должно стимулировать развитие инноваций. Об истории развития инноваций в России и роли государства в этом процессе рассказала директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Татьяна Кузнецова в главе сборника «The Role of the State: BRICS National Systems of Innovation» (Роль государства. Инновационные системы БРИКС), вышедшего в издательстве Routledge.

Религия влияет на экономическое развитие

Религиозные установки в сочетании с благоприятной демографической ситуацией создают предпосылки для интенсивного экономического роста. Среди стран БРИКС наиболее высокими перспективами обладает Индия, отметил в докладе сотрудник Института географии РАН Станислав Горохов