• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университетам нужна бережная поддержка

Правительствам нужно уделять больше внимания поддержке массовых университетов, с одной стороны, и элитных исследовательских вузов, с другой. Ведь первые удовлетворяют растущие потребности рынка труда, а вторые готовят ученых, которые становятся драйверами экономики знаний, отметил Филип Дж. Альтбах в новом выпуске журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».

Два, казалось бы, полярных типа университетов, по сути, реализуют взаимодополняющие функции для экономики. Массовое высшее образование насыщает экономику кадрами, а также содействует социальной мобильности людей и повышает их уровень жизни: благодаря диплому и знаниям они могут найти более интересную и доходную работу. Элитные исследовательские университеты специализируются на «ювелирном» труде, который для экономики не менее важен: стоит ли говорить, что передовые фундаментальные и прикладные исследования таких вузов способны вывести экономику на новый уровень развития.

Осознание этих ключевых функций двух типов университетов должно заставить национальные правительства больше поддерживать эти вузы, считает директор Центра по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже (США) Филип Дж. Альтбах. Его статья «Массовизация высшего образования и глобальная экономика знаний: тянущиеся противоречия» вышла в юбилейном, 80-м выпуске бюллетеня «Международное высшее образование» (весна 2015 года) - русскоязычной версии информационного бюллетеня InternationalHigherEducation, выпускаемого Бостонским колледжем.

В этом выпуске экспертов из разных стран просили назвать ключевые проблемы в области высшей школы на ближайшие двадцать лет. Статья Альтбаха как раз и служит таким кратким комментарием. При этом исследователь, выявляя и «побочные эффекты» тотального высшего образования, подчеркнул, что, несмотря на издержки, нужно помогать обоим типам вузов.

Качество массового образования снизилось

Будущее высшего образования, а также экономики того или иного государства во многом зависит от решения двух задач: повышения доступности вузовского обучения и поддержания устойчивости исследовательских центров, которые формируют и распространяют новые знания в современном обществе, констатировал эксперт. Это «две противонаправленные силы, которые тянут академический мир каждая в свою сторону», пишет Альтбах.

Сейчас в мире более 150 млн студентов – примерно вдвое больше, чем двадцать лет назад. И, скорее всего, к 2020 году их общая численность возрастет еще на 100 млн, прогнозирует исследователь (большая часть этого прироста будет обеспечена за счет Индии и Китая). Одновременно растет спрос на более квалифицированную рабочую силу. Необходимо расширять доступ к высшему образованию, чтобы удовлетворять кадровый голод и, вместе с тем, открывать для людей новые возможности самореализации и повышения уровня жизни.

При этом невозможно не заметить «побочный эффект» массовизации высшего образования. Процесс расширения доступа в высшую школу принес и «дополнительное финансовое бремя, которое не всякое правительство может вынести», отметил эксперт. Это, в свою очередь, привело к буму частного образовательного сектора. За этим последовало, как известно, падение качества образования: расширение университетской системы сопровождалось нехваткой квалифицированных преподавателей и возникновением слабо обеспеченных ресурсами вузов.

Но, даже при этих серьезных издержках массовизации высшего образования, этот процесс сохраняет свое ключевое значение. Так или иначе, благодаря ему миллионы людей получили диплом о высшем образовании и повысили свой уровень жизни, пояснил Альтбах.

Исследовательским вузам важна академическая свобода

Развитие мировой экономики знаний во многом зависит от поддержки передовых высококлассных исследовательских вузов, чьи выпускники смогут поднять на новый уровень глобальную экономику XXI века.

Исследовательские университеты – достаточно хрупкие структуры, обращаться с которыми нужно деликатно. Для сохранения жизнеспособности им нужно опираться на принципы автономии, децентрализованного управления и академической свободы, подчеркнул Альтбах. При этом они должны получать ощутимую поддержку от правительств (в большинстве своем такие вузы – государственные учреждения). Как бы дорого эта помощь ни обходилась, она необходима таким средоточиям науки, если, конечно, перед страной стоит задача развивать экономику.

Между тем, уже сейчас видно, что многие страны не справляются с изменениями, которые несет с собой массовизация высшего образования, подчеркнул эксперт. Нередко массовую нишу заполняют частные вузы, которые нацелены в первую очередь на извлечение прибыли, а образование предлагают некачественное. Вместе с тем, крупные, обычно государственные, исследовательские университеты все чаще сталкиваются с бюджетными сокращениями, замечает эксперт.

Однако национальным государствам, невзирая на «побочные эффекты» процессов в высшем образовании, нужно поддерживать два «полюса» высшей школы – с тем, чтобы обеспечить ее будущее.

См. также:

Вузы приходят в упадок из-за сопротивления переменам
Поддержки заслуживают не только элитные университеты
Деньги придут за результатом
Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 3 июня, 2015 г.