• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Онлайн-обучение заставляет студентов думать

В ведущих российских университетах могут появиться электронные библиотеки онлайн-курсов, что позволит повысить качество обучения. Перенеся в виртуальную сеть теоретические лекции, преподаватель сможет больше времени посвятить общению со студентом: разбору интересных примеров, демонстрации оборудования, ответам на вопросы, проведению мастер-классов, считает автор онлайн-курса «Компьютерная графика», сотрудник Московского института электроники и математики (МИЭМ) НИУ ВШЭ Денис Королев.

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) – одна из самых популярных и перспективных тенденций в мировом образовании. Они дают возможность совершенно бесплатно изучить любой предмет или дисциплину в удобное время.

Изначально (в начале 2000-х годов) созданием библиотеки онлайн-курсов занялись самые авторитетные университеты мира, такие как Стэнфорд, Гарвард, Университет Джона Хопкинса и др. Однако в последние годы к ним присоединились сотни других университетов, включая российские НИУ ВШЭ, СПбГУ, МФТИ.

МООК идентичны тем курсам, которые читают университетские преподаватели своим собственным студентам, они записаны на видео и выложены в интернет для открытого и бесплатного доступа в сопровождении других учебных материалов и проверочных тестов.

Онлайн-курсы дают возможность открыть для себя новые области знаний, подготовиться к экзаменам, пройти курс переподготовки, повысить квалификацию или просто удовлетворить любопытство. Они одинаково интересны школьникам, студентам, преподавателям, профессионалам и всем людям, увлекающимся самообразованием.

Таким образом, где бы человек ни жил и каков бы ни был его социальный статус, если у него есть доступ во всемирную паутину, он может совершенно бесплатно стать слушателем лекций преподавателей Стэнфорда, Гарварда, Массачусетского технологического института, Университета Джона Хопкинса, Университетов Мельбурна и Торонто и многих других известнейших университетов. Он может не только прослушать лекции для самообразования, но и пройти по ним экзамены и получить сертификат, который можно предоставить заинтересованному работодателю для карьерного роста или в приемную комиссию университета для увеличения своих шансов на поступление в университет. Некоторые университеты уже начали принимать эти сертификаты как подтверждение пройденного курса, засчитывая “заработанные” на них баллы в пользу степени бакалавра или магистра.

Популярные МООК представлены на таких платформах, как Coursera, Edx, Udacityи многих других.

Российские университеты в глобальном мире

НИУ ВШЭ не осталась в стороне от новых веяний. Доцент департамента компьютерной инженерии МИЭМ Денис Королев принял участие в разработке открытых вузовских онлайн курсов(его проект – курс «Компьютерная графика» стал одним из победителей конкурса Stepic Challenge.

Преимущества российской разработки в том, что она позволяет работать с русскоязычной аудиторией и учитывать специфику российских учебных заведений и программ, инфраструктуру и многое другое. К тому же она служит мостиком для попадания в глобальную сеть онлайн-курсов в стандартизированном виде, дает возможность отечественным университетам и профессорам стать заметными в глобальном мире.

МООКи вместо очных лекций

Как отмечает Денис Королев, онлайн-обучение сегодня – вещь незаменимая, полезная в разных аспектах. Прежде всего, это реклама университета. « Удивительно, но лучшие вузы мира совершенно открыто выкладывают такие курсы, а в них вкладываются огромные ресурсы. Казалось бы, это их основной капитал, кто ж теперь к ним пойдёт, раз всё открыто. Но реалии современной жизни таковы, что владение знанием – это не конкурентное преимущество, Гугл всё равно знает больше и отвечает быстрее. Задача университета – убедить окружающих, что именно его знание релевантно по форме и содержанию, и для этого как раз используются открытые лекции», – говорит Королев.

Еще одна, практическая польза МООК – фиксация состояния курса. Профессора и лекции меняются, но базовый курс остается. На нее можно опираться, если понадобится заменить профессора или обновить курс.

Учащимся онлайн-курсы дают возможность получить дополнительные знания и сертификаты, которые могут быть востребованы при устройстве на работу и засчитаны на экзаменах.

«МООКи уверенно идут к тому, чтобы заменять частично или полностью очное обучение, уже сейчас существуют verified сертификаты по курсам Coursera. Для тех, кто вуз закончил, такие сертификаты являются аргументом в пользу соискателя при приеме на работу. Чего не скажешь о дипломе вуза – ценность этого документа крайне невелика и зачастую важно её наличие, как допуск по формальным критериям», – отметил Королев.

И, наконец, не менее важная вещь – упрощение проверки работ студентов. В частности, речь идет о тестировании и пиринговой системе проверки, когда письменную работу проверяет не преподаватель, а сокурсники онлайн и по определенным критериям.

Stepic как «плейлист» уроков

Разработка системы онлайн обучения российскими специалистами – фундамент для создания в будущем открытой библиотеки материалов по всем дисциплинам, где лучшие уроки от разных преподавателей организованы в единую систему. Планируя собственные курсы, преподаватели смогут как создавать недостающие «кирпичики» знаний, так и пользоваться уроками других авторов. Поэтому каждый урок выглядит логично и представляет ценность вне рамок курса.

Создание онлайн-курса представляет собой комбинацию разных медиа: не только запись выступления преподавателя на камеру, но и анимацию, голосовые комментарии к презентации, записи в режиме реального времени на доске с параллельным объяснением, интервью с экспертами и т.д. Запись 1 модуля (4-5 уроков) занимает около месяца – в условиях наличия профессиональной студии, где есть помощь с видео и звуком и заранее подготовленные материалы для видеозаписи.

Мастер-классы вместо лекций

Отдельная работа – включение в курс проверочных заданий. Это необходимые элементы онлайн-курса, помогающие сохранять вовлеченность учеников и получать от них постоянную обратную связь.

В разработке специалиста МИЭМ для проверки пройденного материала можно включить в урок один из семи видов тестов. Решив тесты, студенты сразу узнают, верный ли они ввели ответ, а преподаватель увидит статистику ответов. Если окажется, что один из тестов не может решить большая группа студентов – значит что-то стоит менять в объяснении материала или постановке вопроса.

Другой вид проверки знаний студентов в онлайн-курсах – это так называемый способ peer review: одно и то же задание проверяют 3-4 студента по критериям, прописанным преподавателем, и оставляют свои комментарии, почему они поставили ту или иную оценку. Такой способ используется для заданий, которые нельзя облечь в форму тестов: например, написание эссе или разработку концепции проекта. Итоговой оценкой становится средний бал, а преподаватель может выложить в интернет разбор типичных ошибок или лучших работ.

По мнению Дениса Королева, развитие МООК в России должно привести к качественному улучшению образования. Он считает целесообразным полное выведение лекций в онлайн. «Освободившееся от зачитывания конспекта с презентацией время лекций можно посвятить разбору интересных примеров, демонстрации оборудования, вопросам. Вместо «лабораторок» проводить мастер-классы и прочее», – заключает автор курса.

См. также:

Успехи слушателей онлайн-курсов зависят от мотивации
Все больше россиян попадают в глобальную сеть

 

Материалы по теме

Юзеры на пенсии

Как старшее поколение осваивает компьютерные технологии

Потребители в Сети

Что влияет на удовлетворенность покупками в интернете

Чемодан, вокзал, диплом

Какие регионы России привлекают, а какие теряют абитуриентов и выпускников вузов

Кто и как дружит во «ВКонтакте»

Ученый НИУ ВШЭ проанализировал уровень сплоченности онлайн-сообществ.