• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Успехи слушателей онлайн-курсов зависят от мотивации

Любознательность и внутренний интерес к предмету – вот важнейший фактор, позволяющий слушателям массовых открытых онлайн-курсов (MOOCs) успешно окончить учебу. Внешние мотивы, такие как необходимость получения дополнительных знаний для карьерного роста, также играют важную роль для успешного завершения онлайн-учебы, выяснила в исследовании аналитик Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Семенова. Успехи этих категорий слушателей оказываются значимо выше достижений участников, не преследующих определенной цели при прохождении курса.

Массовые открытые онлайн-курсы (Coursera, Udacity, edX, HarvardX и пр.) привлекают все больше слушателей во всем мире. Вопрос в том, каковы объемы того образовательного багажа, который учащиеся в итоге уносят с собой. Ведь до конца программы доходит лишь малая часть аудитории. Уровень отсева может превышать 90%, привела Татьяна Семенова данные ряда исследований.

Эксперты объясняют высокий уровень выбытия учащихся цейтнотом, большим количеством усилий для учебы и падением интереса к предмету. При этом, выявляя факторы отсева, исследователи обычно сравнивают между собой слушателей, закончивших курс, и тех, кто выбыл. Однако причины «выпадения» из процесса все же следует искать глубже – уже «на входе» в систему MOOCs, доказывает Татьяна Семенова. Все решает мотивация. Важно, с какой целью студент начинает учиться на массовых онлайн-курсах - из-за интереса к излагаемому предмету и/или желания извлечь из этого «дивиденды» в виде повышения на работе, а также какой образовательный опыт у него есть.

Для выявления мотивов и образовательного «арсенала» учащихся исследователь проанализировала базу данных, включающую административные и опросные данные слушателей четырех экономических курсов НИУ ВШЭ, проведенных на онлайн-платформе Coursera в 2014 году. Это «Основы микроэкономики», «Макроэкономика», «Теория отраслевых рынков» и «Финансовые рынки и институты» (все они были прочитаны на русском языке и прошли с февраля по июль).

Общее число зарегистрировавшихся на эти курсы составило 67055 человек, из них 15% приняли участие в опросе, запущенном до начала учебы. Такой «замер» позволяет изучить стартовые условия обучения и намерения студентов относительно учебы. В исследовании учитывались социально-демографические данные учащихся (пол и образование), причины выбора курса и опыт посещения других курсов на Coursera.

Учиться – не значит выучиться

Согласно административным данным по слушателям четырех онлайн-курсов, в среднем на один курс записались 16 764 человек (рисунок 1).

Показательно, во-первых, что при этом только половина из них хотя бы раз посетила страницу курса, отметила исследователь. Остальная часть студентов, по сути, изначально не принимала участия в программе. Они не смотрели видеолекции и не выполняли задания.

Во-вторых, отнюдь не все участники, зарегистрировавшиеся на курс, планировали успешно пройти его до конца и получить бесплатный сертификат. Доля людей, собиравшихся закончить курсы, в среднем составила около трети (32%) от записавшихся.

В-третьих, количество слушателей, успешно завершивших курс, и того меньше. В среднем оно составило 864 человека, варьируясь от 276 человек (курс «Теория отраслевых рынков) до 1984 человек (курс «Финансовые рынки и институты»).

В такой парадоксальной ситуации, когда среди слушателей популярных онлайн-курсов оказалось множество «фантомных студентов», крайне важно учитывать мотив выбора предмета, а также намерение участника пройти курс до конца.

Рисунок 1. Административные данные по участникам четырех открытых онлайн-курсов НИУ ВШЭ

Источник: доклад Татьяны Семеновой.

Внутренняя мотивация остается самой сильной

Для выявления факторов, определявших выбор курса, автор работы применила латентно-структурный анализ Лазарсфельда (ЛСА)*. Это позволило разделить всех слушателей на четыре класса – в зависимости от природы мотивации.

  1. Студенты, проходящие курс из-за любознательности, внутренней заинтересованности в предмете. Речь идет о внутренней мотивации к учебе на MOOCs.
  2. Учащиеся, не преследующие никакой цели при прохождении курса.
  3. Слушатели, имеющие несколько целей учебы (в терминологии автора – «разносторонняя цель»). Они выбирали курс как просто из интереса к нему (внутренняя мотивация), так и из-за намерения применить полученные знания – например, для продвижения по карьерной лестнице (внешняя мотивация). Внешний мотив может быть выражен даже ярче.
  4. Студенты, преследующие «разностороннюю цель» при прохождении курса в меньшей степени, чем предыдущая группа.

На рисунке 2 видно, что учащихся с внутренней мотивацией больше всего – почти 41%. Почти вдвое меньше тех, кто присоединился к курсам без определенной цели (около 24%). Слушателей с несколькими целями и учащихся, преследующих «разностороннюю цель» в меньшей степени, примерно одинаковые доли (около 17% и более 18%).

Рисунок 2. Распределение слушателей по мотивам выбора курса, %

Источник: доклад Татьяны Семеновой.

Цель и образовательный опыт предопределяют успех учебы

Для определения влияния образовательного опыта слушателя и мотива выбора курса Татьяна Семенова применила обобщенную линейную модель с интервальной зависимой переменной.

В качестве независимых переменных – предикторов образовательного опыта слушателя – выступили:

  • владение языком (0 – русский не родной язык, 1 – русский родной язык; далее называются только признаки, дающие один балл);
  • опыт обучения по предмету со схожей тематикой (1 – опыт есть);
  • наличие опыта работы, связанной с применением знаний в области тематики курса (1 – опыт есть);
  • уровень образования (1 – высшее образование);
  • опыт прохождения MOOCs (1 – опыт есть).

Кроме того, в модель были введены мотивы выбора курса, полученные при латентно-структурном анализе (референтная группа – слушатели «без цели»). В формуле фигурировала и переменная «пол» (женский пол - 1).

Зависимой переменной стала оценка за курс в накопленных баллах от 0 до 100.

В итоге получилось следующее регрессионное уравнение:

у = 12,91 + 3,18*владение русским языком + 1,66*опыт обучения по курсам, имеющим схожую тематику + 5,81* наличие высшего образования + 2,59*опыт участия на других онлайн-курсах – 4,42*женский пол + 2,68*разносторонняя цель (3 класс) + 5,21*цель-интерес (1 класс)

Таким образом, на итоговый балл, полученный по завершении курса, влияют владение русским языком, опыт обучения по предметам схожей тематики, уровень образования, опыт прохождения открытых онлайн-курсов и цель регистрации на курс.

По цифрам расклад выглядит так: владение русским языком увеличивает оценку слушателя более чем на три балла, обучение по предметам схожей тематики – почти на 1,7 балла. Положительно влияет и имеющийся опыт онлайн-учебы, который добавляет почти 2,6 балла. Слушатели с высшим образованием получают оценку выше на 5,8 балла, чем участники без диплома.

Семенова выявила и любопытный гендерный нюанс. Женщины, при прочих равных условиях, получают оценку на 4,4 балла ниже, чем мужчины.

И, наконец, цель учебы на курсах положительно связана с успешным их окончанием: для слушателей, записавшихся из-за внутренних и внешних мотивов, оценка за онлайн-курс повышается на 5,21 и 2,68 баллов соответственно.

Таким образом, у слушателей, проходящих курс в силу внутреннего интереса к нему, а также участников, руководствующихся внешними по отношению к учебе соображениями, достижения будут значимо выше достижений участников, не преследующих определенной цели при прохождении курса, подчеркивает исследователь.

Формула успешного окончания курсов

В целом же успешность занятий на курсах зависит и от образовательного опыта учащегося, и от преследуемых им целей.

У слушателя с высшим образованием, с опытом обучения по предмету схожей тематики и опытом участия в других MOOCs, владеющего русским языком и преследующего «разностороннюю цель» (любознательность, карьерные планы) или цель-интерес, баллы за курс будут значимо выше оценки студента, не располагающего названными преимуществами и не ставящего определенную цель при прохождении курса, резюмирует Татьяна Семенова. В этой же плоскости следует искать и причины высокого отсева с массовых онлайн-курсов.

* Для проведения ЛСА использовался табличный вопрос «Укажите, почему Вы участвуете в курсе…».

Полный текст презентации 

См. также:

Онлайн-курсы усиливают эффект глобализации
Новые технологии изменят университеты
Интернет станет главным помощником в деле самообразования
Все больше россиян попадают в глобальную сеть

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 28 мая, 2015 г.