• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Технологии поддержат экономический рост

В ближайшие десятилетия США ждет замедление темпов экономического роста. Причины: торможение технологического прогресса, остановка образовательного роста, сокращение занятости и рабочей силы, отметил замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников в докладе «Стагнация по-американски».

В годы, последовавшие за недавним мировым экономическим кризисом, среди экономистов возродился интерес к идее «вековой стагнации» (secular stagnation). Это подзабытое словосочетание неожиданно обрело популярность и стало все чаще привлекаться для характеристики как текущего, так и будущего состояния экономик развитых стран (в первую очередь США).

Концепция «вековой стагнации» предполагает не полную остановку экономического роста в буквальном смысле слова, а всего лишь его длительное резкое замедление по сравнению с прошлыми, более благополучными временами. Более того, она допускает, что рост в развивающихся странах и даже во всей мировой экономике может, как и прежде, оставаться высоким или даже очень высоким: опасность сильного торможения предвидится только для стран, находящихся на «фронтире» технологического прогресса.

Понятие «вековой стагнации» не имеет четкого, однозначного определения в литературе, разные исследователи вкладывают в него разный смысл. Существует три базовые версии этой идеи.

Первая версия подразумевает переход экономики с более высокой на более низкую долговременную траекторию потенциального роста.

Вторая версия предполагает сохранение хронического разрыва между потенциальным и фактическим выпуском, когда по тем или иным причинам фактический ВВП никак не может приблизиться к потенциальному, и экономика из в года в год функционирует с неполной загрузкой производственных ресурсов (ниже уровня «полной занятости»).

Наконец, согласно третьей версии, «вековая стагнация» выражается в невозврате экономики на прежнюю линию тренда после глубоких кризисных потрясений. Хотя темпы роста могут и не отличаться от тех, что наблюдались ранее, но из-за того, что потери, понесенные во время кризиса, остаются некомпенсированными, ВВП удерживается на более низком уровне, чем тот, на котором бы он находился при отсутствии кризисного «сбоя».

В целом угроза «вековой стагнации» может вызываться как факторами, лежащими на стороне предложения (например, исчерпанием потенциала технологического прогресса), так и факторами, лежащими на стороне спроса (хронической недостаточностью совокупного спроса).

Три наиболее известные версии идеи «вековой стагнации» связаны с именами авторитетных американских экономистов: Тайлером Коуэном, Робертом Гордоном и Лоуренсом Саммерсом.

Подробно проанализировав все возможные варианты идеи «вековой стагнации», Ростислав Капелюшников в статье «Идея вековой стагнации: три версии» представил свое видение ситуации. Он пришел к выводу о том, что замедление экономического роста в США в ближайшие десятилетия вполне реально, хотя едва ли это замедление будет настолько сильным, чтобы использовать для его обозначения термин «стагнация».

На совместном семинаре Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ Капелюшников выступил с докладом «Стагнация по-американски» и рассказал, что будет с американской экономикой в ближайшей и среднесрочной перспективе: каковы драйверы и преграды развития и роста.

Американская экономика не сдается

Пессимистичные предсказания в отношении будущего американской экономики вполне объяснимы, отметил автор доклада. В последние годы американская экономика испытала одновременное замедление практически всех составляющих экономического роста. Отсюда – негативные ожидания того, что в предстоящие десятилетия рост душевого ВВП в США может опуститься намного ниже исторической «нормы» в 2%. Однако все не так просто.

Многие экономисты из тех, кто уже несколько десятилетий назад предрекал Штатам «вековую стагнацию», потерпели полное фиаско. Так, например, американский экономист Элвин Хансен еще в 1938 году заявил, что исчерпание свободных земельных ресурсов, приостановка роста населения и торможение технологического прогресса ввергает американскую экономику в вековую стагнацию. Однако вскоре после этого в США начался динамичный экономический рост.

Более поздние прогнозы еще не сбылись и не факт, что сбудутся целиком и полностью. При этом, то общее, что у них есть, все же дает основание говорить о направлении, в котором движется американская экономика.

Депрессия неизбежна

По версии Тайлера Коуэна, причина долгосрочной стагнации в США заключается в исчерпании экономических ресурсов, которые можно использовать с минимальными издержками и максимальной отдачей: а именно, незанятых плодородных земель, иммигрантской рабочей силы и перспективной молодежи, а также прорывных технологий. Коуэн считает, что низкие по историческим меркам темпы экономического роста – это «новая нормальность», с которой так или иначе придется считаться.

Способствовать выходу из стагнации, по мнению Коуэна, в дальнейшем может улучшение национальной системы образования, включение в процесс производства передовых научных и технологических идей крупнейших развивающихся стран – Индии и Китая, а также интенсификация научных коммуникаций между исследователями благодаря интернету.

Согласно теории Гордона, в ближайшие 25–40 лет темпы экономического роста в США будут оставаться чрезвычайно низкими – существенно ниже исторической двухпроцентной «нормы». Среди основных препонов, которые, по его мнению, не позволят американской экономике расти так быстро, как когда-то прежде: демографический спад, углубляющееся неравенство в распределении доходов и огромный госдолг, для погашения которого США рано или поздно будут вынуждены начать либо повышать налоги, либо сокращать трансфертные выплаты. Улучшить ситуацию могут повышение пенсионного возраста и повышение квот на легальную миграцию.

Стагнация в понимании Саммерса представляет собой неустранимый разрыв выпуска, который невозможно ликвидировать традиционными средствами денежной политики. Она имеет все шансы сделаться «новой нормальностью», так что США и другие развитые страны еще долго не смогут вернуться к полной занятости и быстрому росту, если только не решатся смягчить денежно-кредитную политику. Наглядный пример того, что может их ожидать в ближайшем будущем, дает опыт Японии: стагнацию японской экономики тоже первоначально принимали за временное явление, а она растянулась на десятилетия.

Экономике США требуется ускорение технологического прогресса

Большинство прогнозов о будущих темпах роста ВВП в США говорят о том, что избежать его торможения – как минимум на 0,5%, а может быть, и еще сильнее – практически невозможно, подчеркнул Капелюшников. Но скорее всего, это торможение будет не настолько сильным, чтобы говорить о «стагнации». «Помочь избежать этого могут либо глубокие структурные реформы, направленные на исправление институциональных искажений в американской экономике, либо неожиданное ускорение технологического прогресса», – считает экономист.

По его мнению, в случае США об ослаблении многих источников экономического роста сегодня можно говорить с большой степенью уверенности. Так, почти полностью приостановлено или даже повернуто вспять действие таких важнейших его драйверов, как накопление человеческого капитала и наращивание продолжительности рабочего времени. Все исследователи едины в том, что в ближайшие десятилетия США ждет практически полная остановка образовательного роста. Стагнация образовательного уровня рабочей силы неизбежно повлечет за собой и замедление темпов экономического роста.

Наибольшая неопределенность, сохраняется в отношении ожидаемой динамики показателей производительности, т.е. будущей траектории технологического прогресса. Одни исследователи выступают в роли технооптимистов, другие – в роли технопессимистов. Но все согласны с тем, что только его ускорение сможет компенсировать те негативные эффекты, источником которых будут выступать другие механизмы экономического роста.

См также:

Экономике поможет культура
Экономику поддержит высокое качество человеческого капитала
Производительность труда должна расти
Российская экономика не нуждается в инновациях
Низкоуглеродная экономика не выгодна России

 

25 мая, 2015 г.