• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предприниматели не готовы передать бизнес наследникам

Существующие в России крупные бизнесы могут не превратиться в семейные династии. Планы преемственности проработаны лишь у части собственников, что объясняется множеством факторов – от раннего возраста наследников, преждевременности вопросов передачи бизнеса и рисков конфликта в семье до несовершенства институтов в стране. Предприниматели планируют как можно дольше держать бразды правления бизнесом в своих руках, выяснили социологи факультета социальных наук НИУ ВШЭ и исследователи из Центра управления благосостоянием и филантропии бизнес-школы Сколково. Они впервые изучали умонастроения отечественных владельцев крупных капиталов относительно преемственности бизнеса и состояния.

Семья как бизнес-актор, проблемы передачи состояния и дела, трансляция ценностей в семье, филантропия как возможный сценарий при избытке благосостояния – таковы основные сюжеты «Исследования владельцев капиталов России 2015», проведенного бизнес-школой Сколково,в котором участвовали Иван Климов и Роман Абрамов (факультет социальных наук НИУ ВШЭ) и которым руководили Вероника Мисютина и Руслан Юсуфов (Центр управления благосостоянием и филантропии бизнес-школы Сколково).

По сути, это первый научный портрет бизнесменов в «семейном интерьере» и восполнение явного дефицита исследований ценностей предпринимателей. И, наконец, это первый глубокий анализ проблемы наследования бизнеса в России, степень подробности которого во многом определялась готовностью владельцев капиталов говорить на чувствительные для них темы – передачи своего дела и состояния. Тем самым исследование стало и барометром, фиксирующим бизнес-погоду в России. Наиболее лаконичный замер выглядит так: «Бизнес развивается». Так ответили по поводу своего собственного дела 53% респондентов.

В итоге работа стала 3D-пазлом, который позволяет рассмотреть бизнесменов со всех возможных точек зрения: образования и опыта; видения своего дела и обстоятельств рынка; предпринимателей в амплуа отцов и мужей; благотворительности – как одного из их бизнес-проектов.

Полевые исследования, проведенные в июле-декабре 2014 года, включали анкетирование и личные интервью с 39 представителями бизнеса с состоянием от 100 млн рублей (их собственная оценка; нижняя граница диапазона капиталов) и до размера активов, соответствующего присутствию в списке топ-100 богатейших бизнесменов России по версии «Форбс» (пять человек из их числа приняли участие в исследовании). Причем масштабы состояния служат неким качественным маркером. «Для нас это индикатор некоторого состояния дел, исходя из знания которых, бизнесмен и разрабатывает стратегию преемственности», – пояснили Иван Климов и Роман Абрамов.

Вопросы передачи бизнеса только выходят на повестку дня

Первый и наиболее очевидный вывод исследования – необходимо скорейшее создание инфраструктуры подготовки преемников. Она должна включать и воспитание, и образование, и институциональную составляющую.

Свыше половины опрошенных – 55% – считают, что существующие сегодня в России крупные бизнесы не превратятся в семейные династии. Оптимистично же высказываются почти вдвое меньше респондентов – 29%*. При этом ясно, что тема преемственности в большинстве случаев еще только начинает становиться актуальной для бизнесменов. Лишь примерно у трети респондентов (30%) детально проработан план преемственности бизнеса, и у 39% – план преемственности состояния, подчеркнули исследователи.

Впрочем, если рассматривать картину в деталях и учитывать даже тезисы плана передачи капитала и дела, то ситуация будет выглядеть более оптимистично. Так, у 19% респондентов разработан общий план преемственности бизнеса, а у 16% – общий план преемственности благосостояния. К этому следует добавить еще номинацию «начальная стадия плана преемственности»: об этом в отношении бизнеса говорят 25% опрошенных и в отношении благосостояния – 29% опрошенных. Не обдумывали план преемственности бизнеса 30%, а план преемственности состояния – 16%.

Отсутствие определенности по поводу наследования бизнеса объясняется многими факторами. Для предпринимателей вопросы преемственности оказываются «уравнением с четырьмя переменными», каждую из которых нужно просчитывать.

Во-первых, это семейный комплекс вопросов. Значимы возраст детей (в случае с дошколятами и школьниками остается временной лаг для решения вопросов преемственности), их интересы (готовы ли они продолжить дело отца), состав и структура семьи (нуклеарная или более широкая).

Во-вторых, важное значение имеет специфика бизнеса (его стратегия, принципы и пр.).

В-третьих, нужно учитывать позицию партнеров, их семейную и биографическую ситуации.

В-четвертых, это вопрос, на который у бизнесменов нет готового ответа: насколько сами бизнесмены готовы вовлечь домочадцев в свой бизнес. Такое решение предприниматель принимает не только как отец, но и как собственник бизнеса и работодатель, а значит, учитывается компетентность потенциального преемника.

Бизнесмены открыты новизне

Средний возраст – 48 лет, преимущественно инженерное или физическое образование (60%; базовая специальность связана с экономикой или финансами лишь у 28%), единственный брак (у 77%) и многодетность (до шести детей) – таковы самые общие характеристики опрошенных. Их бизнес стартовал в 1989-1994 годах. Около трети (31%) имеют второе высшее образование, связанное с экономикой, банковским делом или финансами.

Такая «биометрия» исследуемого предмета объясняет некоторые нюансы преемственности. Так, возраст информантов соотносится с тем фактом, что большая часть из них отводят себе еще не менее десяти лет активной бизнес-деятельности. В ответах преобладают такие установки: «оставаться владельцем бизнеса и в дальнейшем» или «управлять так долго, насколько это возможно».

Личные качества бизнесменов вполне предсказуемы – это более ярко выраженный, чем у россиян в целом, индивидуализм (57% против 27%). Доминанты здесь две, если опираться на типологию базовых ценностей Шалома Шварца: во-первых, самоутверждение, ориентация на успех (главные ресурсы – власть и богатство), во-вторых, открытость изменениям (жажда новизны, готовность рисковать, вкус к жизни).

Впрочем, эту предрасположенность к экспериментам не стоит преувеличивать. В том, что касается преемственности, предприниматели явно проявляют осторожность и осмотрительность и анализируют эти вопросы со всех сторон, в том числе с этической.

Не оставлять детям все богатства Крёза, а только их часть

В целом, когда владелец бизнеса задумывается о будущем благосостояния, он стоит «не перед экономическим, а перед моральным выбором, и в большей мере руководствуется ценностями семьи», отметил Роман Абрамов. При том, что сохранение благосостояния трактуется респондентами как сложная задача, требующая образования, опыта и бизнес-навыков, на первом плане оказывается все же проблема «правильного воспитания» детей.

Иными словами, благосостояние может быть и воспитательным ресурсом, и источником угроз. «Респонденты задаются вопросом, сколько денег дать детям, – подчеркивают исследователи. – Как говорится, если хочешь помочь сыну – дай ему миллион, если хочешь навредить – дай ему миллиард. Судя по интервью, у информантов сформировано различение «нормального» уровня потребления и «сверхпотребления», которое не пойдет, как им кажется, на благо семьи и детей».

В целом в денежном капитале респонденты видят не самодостаточную ценность, а, скорее, инструмент самореализации. В этом контексте деньги «рифмуются» с азартом, с достижениями, подчеркивают исследователи.

Когда возникает вопрос «чрезмерных» денег, «менеджмента избытка», и владелец понимает, что семья не унаследует весь объем благосостояния, вполне логично выглядит идея филантропии. Однако принцип «подарить и забыть» для респондентов неприемлем. В этом вопросе они придерживаются сугубо делового подхода. Филантропия для них – такой же бизнес-проект, как и все остальные. Важны ее эффективность, целевой характер трат, профессионализм распорядителей и контроль.

Насильно детей не осчастливишь

Более половины респондентов полагают, что существующие в стране крупные бизнесы не трансформируются в семейные династии. По сути, речь идет о несформированности института преемственности (на фоне довольно короткой истории и других институтов – рыночная экономика существует в России все же относительно недолго).

Таким образом, с одной стороны, культура долгосрочного и продуманного управления крупной собственностью в стране еще просто не сложилась. С другой стороны, констатирует Иван Климов, непростая история российских бизнесов не может не сказаться на подходах к их преемственности. Вполне вероятно, что некоторые владельцы либо не захотят передавать бизнес с такой историей, либо просто не смогут. Вполне показательно такое суждение респондента: «Сегодняшние большие бизнесы несут в себе родовое проклятие нечестного появления капиталов… С другой стороны, любой большой бизнес, даже честно нажитый, опасается за свою судьбу. Бизнес сейчас не чувствует себя стабильно. Будут готовы передавать единицы, и только в том случае, если есть потомство, способное за себя постоять».

Некоторые респонденты апеллируют к международному опыту: «Практика показывает, что на третьем поколении бизнесы теряются, даже с развитым законодательством и институтами».

Еще один аргумент против семейных династий – невозможность «счастья поневоле». Он в принципе ставит под сомнение передачу бизнеса по наследству. «Никого специально не заставишь своим бизнесом заниматься. И не обязательно, что дети, наследники смогут, будут готовы этим заниматься», – отмечает один респондент. А вот еще одно мнение: «Не нужно заставлять детей быть счастливыми… Есть две принципиальные модели бизнеса. Одна – это семейный бизнес, когда есть и качество, и личное отношение к клиентам… Другая – это публичное дело, когда предлагается обезличенный контент… Первое [дело] никогда не станет крупным, а второе – далеко не факт, что дети будут счастливы, когда их заставят взвалить такое на себя».

Среди активов, которые сложно монетизировать и автоматически оставить наследникам, есть и дружеские связи владельцев бизнеса, нематериальная, но очень значимая форма капитала. Их отсутствие у преемников также препятствует успешному наследованию бизнеса. Судя по высказываниям респондентов, крупный бизнес часто основан на неформальных договоренностях с разными «центрами силы». Эти договоренности «не могут быть не только переданы, но зачастую даже и озвучены», подчеркивают исследователи.

Инструменты передачи собственности не проработаны

Степень знакомства с различными инструментами передачи благосостояния бизнесмены оценивали по пятибалльной шкале. Оказалось, что лучше всего владельцам капитала известны такие инструменты передачи благосостояния, как иностранные трасты, завещание и страхование жизни. Свою информированность о них оценили на «хорошо» и «отлично» 74%, 73% и 73% респондентов соответственно. Тем не менее, и другие варианты – такие, как структурирование прав собственности на доли в компании, иностранные фонды, акционерное соглашение по российскому праву, – набирают ощутимые проценты (по 61-68% «четверок» вкупе с «пятерками»).

Казалось бы, при такой информированности сделать выбор в пользу тех или иных инструментов несложно. Однако их использование затрудняет невысокое качество институтов. К нему предъявляют главную претензию 52% опрошенных. «Бизнесменов не удовлетворяет способность государства обеспечивать соблюдение законов, обязательств, договоренностей», то есть фактически – существующее правоприменение, отмечают авторы исследования. В ответах отчетливо проявляется и общее недоверие, объясняющееся непредсказуемостью развития экономической ситуации в стране.

Бизнесмены не хотят отдавать бразды правления

Залогом успешности дела бизнесмены считают прежде всего человеческий капитал (80%), то есть людей, с которыми они работают, а также свое личное участие в управлении (57%) и наличие надежных и компетентных деловых партнеров (40%).

На фоне всего вышесказанного неудивительно, что бизнесмены не хотят и не готовы выпускать дело из своих рук. Стратегию «останусь владельцем бизнеса и в дальнейшем» выбрала ровно половина респондентов. Эту точку зрения дополняют и более компромиссные – например, оставить за собой долю в бизнесе, но все равно так или иначе не отдавать все бразды правления.

Впрочем, довольно большая доля ответов респондентов ушла в категорию «другое» – бизнесмены рассуждают об отложенной актуальности проблемы (16%) и об отсутствии сформированной позиции (13%). «Основная задача – не потерять деньги. Но только сейчас начал задумываться на срок в 5-10 лет», – таково одно из наиболее показательных высказываний относительно перспектив преемственности.

 

*Авторы оговариваются, что оперировать процентами применительно к четырем десяткам интервью некорректно. В анализе они используются только лишь для того, чтобы оценить большую или меньшую выраженность позиции. Более ценным представляются аргументы «за» или «против» той или иной позиции, а также связь позиции бизнесмена по какой-либо одной из тем с его видением ситуации по другим аспектам интервью (например, связь особенностей основного бизнеса, семейного статуса и стратегии в отношении преемственности бизнеса). Для того, чтобы это было возможно сделать, и использовалось «кодирование» ответов наподобие формализованного опроса.

Презентация 

См. также:

Индустрия адаптировалась к финансовым шокам
Ведущие компании ищут талантливую молодежь
Развитие предпринимательства не способствует росту экономики

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 20 мая, 2015 г.