• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рейдеры любят торговцев и боятся адвокатов

Российские рейдеры предпочитают действовать в регионах, где хорошо развиты торговый и промышленный сектора, но мало адвокатов и НКО, отметил в докладе «Рейдерство в регионах России: индикаторы и факторы» младший научный сотрудник Международного центра изучения институтов и развития Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Антон Казун.

В зарубежной литературе под рейдерством принято понимать «враждебное поглощение» компании, как правило, без нарушения закона. Российское рейдерство отличается частым применением силовых методов захвата собственности. Российские рейдеры – приемники «силовых предпринимателей» 1990-х годов, когда криминальные группировки владели примерно 55% частного капитала (данные РАН, 1995 год). В 2000-е годы, с укреплением государства, «силовое предпринимательство» отошло в тень, однако угроза применения насилия в адрес предпринимателей не исчезла, а приняла новые формы. Так, рейдерские захваты нередко сопровождаются незаконным уголовным преследованием коммерсантов и их последующим тюремным заключением.

Исследователи пытались выяснить, какие характеристики делают предприятие привлекательным для рейдеров и как избежать захвата. Замечено, например, что рейдеры, как правило, значительно сильнее и крупнее, чем компании, которые они захватывают, и часто работают в той же сфере бизнеса, что и их жертва.

В качестве базы данных ученые использовали внутреннюю базу данных Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» (ЦОП «БПК»), содержащую более 600 обращений российских предпринимателей о случаях рейдерских захватов с 2011 по 2013 годы.

Главной методологической проблемой, по признанию Казуна, является то, что не существует ни одного точного индикатора «силового давления» на бизнес, а для его измерения можно использовать разве что косвенные показатели. «В настоящей работе мы предлагаем использовать еще один индикатор силового давления на бизнес – количество обращений, поступающий в ЦОП «БПК» – пояснил докладчик. – С учетом всех ограничений данный индикатор позволяет достаточно точно оценить интенсивность рейдерства в различных регионах России». Дополнительным источником информации для исследования послужили данные об экономике регионов России, собранные Институтом анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ.

В ходе исследования были выдвинуты и протестированы три гипотезы:

  • рейдерские атаки более характерны для регионов с развитым промышленным, строительным и торговым сектором, поскольку в них больше предприятий, привлекательных для силового захвата;
  • рейдерские атаки более характерны для регионов с неблагоприятным экономическим климатом (измеряется как число экономических преступлений на 100 предприятий). Если бизнес в регионе в целом ведет нечестную игру, то следует ожидать, что число рейдерских захватов будет расти;
  • эффективная работа судебной системы (высокое число адвокатов, открытость информации в судах) уменьшает число случаев давления на бизнес.

Кому страшно жить

На первом этапе исследователи изучали географию рейдерских атак. Как пояснил Антон Казун, чтобы учесть в индикаторе размеры региона, число рейдерских атак делилось на валовый региональный продукт (ВРП). «В наших дальнейших расчетах мы будем использовать следующий индикатор – число рейдерских атак в регионе на 100 млрд рублей ВРП», – пояснил он.

Наибольшая интенсивность силового давления на бизнес отмечена в Чувашской республике, Астраханской, Вологодской и Смоленской областях. При этом примерно 40% обращений приходится на торговлю, производственную сферу и строительство. Еще 30% – на индивидуальных предпринимателей, большая часть из которых предположительно занята в сфере торговли или производства. То есть развитие в регионе промышленности и торговли можно считать индикатором его привлекательности для рейдеров.

Торговый сектор на протяжении последних десяти лет был одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Цели рейдеров в торговле – это индивидуальные предприниматели и небольшие компании, владеющие недвижимостью, но не располагающие большими ресурсами для защиты. Атаки рейдеров на промышленный сектор являются своеобразным продолжением процесса перераспределения наиболее привлекательной собственности, который начался еще в 1990-е годы.

Зато на уровне регионов РФ не удалось выделить четкой зависимости между рейдерскими атаками и развитием строительства. С одной стороны, рейдерство редко наблюдается там, где слаборазвит строительный сектор, но его также немного в регионах, где доля строительства превышает 10%. «Эти регионы получают субсидии от государства, а рентоориентированное поведение в них несколько ограничено», – объяснил автор.

Если доля торговли и промышленности в том или ином регионе России предопределяет интерес рейдеров, а интенсивность экономических преступлений определяет их возможности. Исследования подтвердили, что уровень рейдерства значительно выше в регионах большим числом экономических преступлений.

Где мало адвокатов

В регионах с высокой долей рейдерства минимально число адвокатов на душу населения, малодоступны судебные решения (выложенные на сайте областного суда). Также такие регионы уступают по числу некоммерческих организаций на душу населения. При этом зависимость доли доступных судебных дел и числа НКО почти линейна.

Число адвокатов на душу населения достигает максимума в регионах со средним уровнем рейдерства и снова снижается с ростом его интенсивности, отметил Антон Казун. «Получается, что адвокатов мало в тех регионах, где нет проблем с рейдерством и, следовательно, ниже уровень экономической преступности, а также там, где ситуация с рейдерством хуже всего, – рассуждает ученый. – Во втором случае адвокатскому сообществу, возможно, не дают в достаточной степени развиться. Впрочем, данное наблюдение требует дополнительной проверки в дальнейших исследованиях».

Индикатором возможностей осуществить рейдерскую атаку является число экономических преступлений в регионе.

С одной стороны, если предприниматели часто нарушают закон, то это определенным образом характеризует бизнес-климат в регионе. В плохом бизнес-климате вероятность рейдерства как крайней формы экономического преступления выше.

С другой стороны, количество экономических преступлений – это показатель, характеризующий работу правоохранительной системы. В этих регионах следователи чаще возбуждают уголовные дела против предпринимателей, что также может говорить об ориентации местных правоохранительных органов на изъятие ренты.

См. также:

Бизнес ищет защиту от силовиков в объединении
Рейдеры учитывают результаты выборов
Что и как менять в правоохранительной системе

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 19 мая, 2015 г.