• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инвесторы выбирают регионы с развитой экономикой

Даже недостаточно благоприятный деловой климат не является препятствием для инвесторов, если страна в целом является быстроразвивающейся. Инвестируя в страну с неразвитыми институтами, бизнесмены выбирают политически стабильные регионы с высоким спросом, квалифицированной рабочей силой и развитой инфраструктурой, отметила в докладе доцент департамента прикладной экономики, ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков (ИАПР) НИУ ВШЭ Ксения Гончар.

Принято считать, что чем лучше институциональная среда в стране, тем более привлекательна эта территория для прямых иностранных инвестиций. Издержки и риски ведения бизнеса уменьшаются, права собственности лучше защищены.

Однако недавние тренды в динамике глобальных инвестиций ставят под сомнение это утверждение. В число лидеров по ежегодному притоку иностранных инвестиций вошли страны, не отличающиеся хорошей институциональной средой. Так, в двадцатке крупнейших получателей инвестиций в 2011 году фигурировали Китай (2-е место по инвестициям и 96 по состоянию деловой среды), Бразилия (4-е и 116 место соответственно), Россия (9 местом по инвестициям и 92 по состоянию деловой среды).

Ксения Гончар и старший экономист Центра экономических и финансовых исследований и разработок Евгения Бессонова решили выяснить, почему инвесторы в 2000-е годы входили на российский рынок вопреки состоянию институтов.

Они выдвинули несколько гипотез и проверяли их:

  • могут ли в большой стране с неоднородными институтами быть территории, где преимущества места значительно выше издержек, связанных с институциональными проблемами (высокий потребительский спрос развитая инфраструктура и пр.);
  • могут ли отдельные инвесторы из близких по уровню развития стран игнорировать плохие институты (у инвесторов из «плохой» страны есть опыт работы в «плохих» условиях);
  • могут ли оффшорные инвесторы, которые в иные годы генерировали до половины «входов», получать преимущество перед настоящими инвесторами именно благодаря сложной институциональной среде.

Результаты проделанной работы были представлены на семинаре департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ в докладе «Могут ли иностранные инвесторы игнорировать слабые институты в большой догоняющей экономике?».

Эмпирическое исследование основано на анализе микроэкономических данных о предприятиях с иностранными собственниками РУСЛАНА за 2001-2010 год, содержащих сведения о бухгалтерской отчетности, собственнике и месте размещения предприятия (около шести тысяч предприятий) и базе данных BEEPS (Business environment and enteprise performance survey), совместно создаваемой Всемирным банком и Банком реконструкции и развития, и официальной региональной статистики Росстата.

Выгода важнее институтов

Развитость институтов влияет на решение инвесторов о вложении средств, говорят Гончар и Бессонова. Транснациональные компании выбирают регионы, которые сочетают высокий уровень спроса и развития с относительно эффективными институтами. При этом, даже если страна в целом находится на низших ступенях инвестиционных рейтингов, ее отдельные регионы могут быть весьма привлекательными. Туда и направляются инвестиции, что сказывается на общих цифрах.

«Иностранные инвесторы выбирают регионы, которые сочетают относительно высокий спрос, производительную и квалифицированную рабочую силу, инфраструктуру и политическую стабильность», – подчеркнула Гончар. В развитых регионах инвесторы терпимы к некоторым институциональным слабостям. «Институциональные проблемы во многом компенсируют перспективами и потенциалом роста, – подчеркнула она. – Но обратной зависимости нет – квалифицированная рабочая сила не может компенсировать экономическую отсталость».

Преступность инвестициям не помеха

Исследование также показало, что инвесторы позитивно воспринимают присутствие государства в экономике региона: чем выше госучастие, тем больше инвестиций. При этом неожиданным оказалось отсутствие дестимулирующего влияния регионального уровня преступности, который компенсируется уровнем экономического развития. Но политический конфликт (между губернатором и мэром, например) является серьезным фактором, отпугивающим инвесторов из развитых стран.

При этом Гончар и Бессонова не нашли эмпирических свидетельств того, что оффшорные инвесторы более терпимы к коррупции, чем «настоящие». Требования к институтам у офшорных и «настоящих» инвесторов схожи. Смена губернаторов оказалась важна для оффшорных инвесторов и неважна для «настоящих» иностранцев, что, возможно, объясняется большой степенью зависимости первых от местной власти.

Исследование показало: наиболее привлекательными для инвесторов являются Москва и Московская область, а также Центральная и Западная Россия, наименее привлекательные – южные территории и Дальний Восток.

Полный текст презентации Ксении Гончар и Евгении Бессоновой 

См также:

Страны объединяются и противостоят диктату инвесторов
Глобализация не отменила национальных интересов
Мировые тренды и российские шансы
Регионы оказались на разных полюсах инновационного развития
Дорогая нефть не станет альтернативой институциональным реформам
Промышленность на выселках

 

14 мая, 2015 г.