До недавнего времени почти четыре миллиарда человек, населяющих азиатский регион, рассматривались только в качестве дешевого и конкурентоспособного на мировом рынке фактора производства. Благодаря экономическим успехам и росту доходов за последние пятнадцать лет значительная часть этих людей (особенно в Китае) примеряют на себя роль требовательных горожан-потребителей. С 2000 года годовой располагаемый доход на душу населения вырос на 1800 долларов, в то время как городское население стало больше на 1,2 млрд граждан.
Главная точка роста для Азии на ближайшие годы, если не десятилетия – это региональное потребление. Новая модель развития означает резкое увеличение торговли и инвестиций между странами региона, создание новых транспортных коридоров между крупнейшими азиатскими экономиками, нацеленность экономической политики правительств на повышение качества социально-экономического развития, повышение спроса на высококачественные товары и госуслуги – медицину, образование, социальное страхование. Это может привести к изменению международной конъюнктуры для Европы и США, а также открытию возможностей для стран Африки и Латинской Америки, отметила в докладе Анастасия Лихачева.
Рост благосостояния в азиатском регионе, прежде всего, в Китае, приведет к протеиновой революции – увеличению потребления белков, в основном мясных продуктов, подвергшихся технологической обработке, и фруктов, а также повлечет за собой рост числа посетителей ресторанов. С 2001-го по 2012 год объем внешней торговли Китая в разделе импорта сельскохозяйственной продукции увеличился в пять раз, до 156 млрд долларов. Зависимость от импорта выросла в два раза, а чистый импорт продовольствия достиг 31 млрд долларов.
Спрос на одежду, обувь, электронику, мебель и другие товары народного потребления также продолжит расти, как и спрос на высококачественные товары и предметы роскоши, считает Лихачева. Так, по прогнозам компании McKinsey, в 2015 году треть дорогих сумок, обуви, часов, ювелирных изделий, приобретенных в мире, придется на китайских потребителей.
Другой перспективный сегмент – рынок впечатлений для среднего класса и богатых горожан. В ближайшие годы 5 млрд долларов инвесторы вложат в китайский Диснейленд. В стране, где никогда не были популярны зимние виды спорта, строятся горнолыжные курорты. Растет спрос на спортинвентарь, спецодежду, проходит все больше соревнований международного уровня. Еще одна часть спроса на впечатления – рестораны, театры, кино, галереи. Это, в свою очередь, позволит увеличить продажи новых товаров, свежих импортных продуктов, алкоголя, оборудования и т.д.
Растет спрос и на традиционные услуги. Медицина, образование, социальное обеспечение, обычно предоставляемые государством, в большинстве азиатских стран несовершенны. Лихачева ожидает увеличения доли госзатрат в этой сфере и роста инвестиций в социалку со стороны частных инвесторов.
Интенсивно меняются и институты продаж: в Китае активно развивается сектор торговли через интернет (хотя в последние два года темпы роста немного замедлились). В 2013 году продажи через интернет выросли по сравнению с 2010 годом на 43% – до 607,4 млрд юаней. Интернет-торговля в среднем растет быстрее, чем обычная розница благодаря более низким ценам, удобству покупок, доставке домой и инвестициям производителей и владельцев розничных магазинов. Самые большие объемы продаж у таких категорий товаров, как одежда и обувь, электронная техника, аппаратура для видеоигр и бытовая техника.
В сентябре 2014 года объем продаж через интернет превысил 1,8 млрд юаней и вырос на 49,9% относительно аналогичного периода прошлого года. Таким образом, интернет-торговля стала одним из самых динамично развивающихся секторов китайской экономики. Сейчас рынок экспресс доставки Китая, чей совокупный рост в 2013 года превысил 60%, второй по величине в мире после США. При этом в прошлом году доступ к интернету был только у 600 млн китайцев (что составило около половины населения страны), в то время как в США доступом к Интернету обладали 277 млн американцев, то есть около 90% населения.
Ожидается, что продажи розничных товаров через интернет в Китае будут расти в среднем на 15-20% ежегодно. К 2020 году они могут достигать 420-650 млрд долларов, что будет равняться суммарным объемам продаж США, Великобритании, Франции, Германии и Японии.
В новых условиях важнейшими ограничителями развития для Азии будут оставаться институциональная структура, международная конкуренция и вызовы безопасности. Происходящая трансформация потребует качественной перенастройки всех ключевых экономических процессов в регионе. Именно эта перенастройка будет определять формирование новых региональных экономических трендов и влиять на возникновение точек роста в ближайшее десятилетие.
Наиболее масштабными из этих трендов станут:
Если раньше важнейшим показателем экономических успехов для азиатского региона были темпы роста как таковые, то теперь на первый план выходят качественные критерии. Главными формулами для всех развивающихся стран региона, в первую очередь, для Китая, становятся инклюзивный рост и эффективность экономики. Инклюзивный рост предполагает распределение выгод от экономического роста между всеми гражданами, с одной стороны, и вовлечение максимального числа граждан в процесс экономического развития – с другой. Для Китая это означает повышение качества урбанизации, масштабные инвестиции в человеческий капитал, кратное увеличение масштабов качества госуслуг населению.
В ближайшие 10-15 лет самым острым вопросом для Азии станет ресурсное обеспечение экономического роста. Возможности экстенсивного наращивания потребления традиционных ресурсов либо исчерпаны, либо такое потребление слишком дорого и неэффективно. Поэтому у ведущих экономик региона не остается другого выхода, кроме использования нетрадиционных источников энергии (биотопливо, энергия ветра, и т.д.) и повышения энергоэффективности. Эта стратегия дополнится наращиванием импорта газа, нефти и продовольствия из-за рубежа, что открывает дополнительные возможности для стран-экспортеров энергоресурсов, в первую очередь, для России и Казахстана, и будет мощным катализатором для таких экономик.
В регионе будет расти конкуренция за пресную воду, а трансформация рынка продовольствия будет выражаться в дальнейшей переориентации на белковую пищу, увеличении импорта кормовых культур и интенсификации торговли продовольствием.
См. также:
«Китайская мечта» требует экспертной оценки
Глобализация вузов модернизировала экономику Китая
Азия поддержит российских аграриев