• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Азия учится потреблять

Азия из «мировой фабрики» превращается в колоссального потребителя товаров и услуг. Это может привести к радикальным переменам во всей мировой экономике, отметила научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Анастасия Лихачева в докладе «Новая модель развития азиатского региона: континент потребления», представленного на ХVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

До недавнего времени почти четыре миллиарда человек, населяющих азиатский регион, рассматривались только в качестве дешевого и конкурентоспособного на мировом рынке фактора производства. Благодаря экономическим успехам и росту доходов за последние пятнадцать лет значительная часть этих людей (особенно в Китае) примеряют на себя роль требовательных горожан-потребителей. С 2000 года годовой располагаемый доход на душу населения вырос на 1800 долларов, в то время как городское население стало больше на 1,2 млрд граждан.

Главная точка роста для Азии на ближайшие годы, если не десятилетия – это региональное потребление. Новая модель развития означает резкое увеличение торговли и инвестиций между странами региона, создание новых транспортных коридоров между крупнейшими азиатскими экономиками, нацеленность экономической политики правительств на повышение качества социально-экономического развития, повышение спроса на высококачественные товары и госуслуги – медицину, образование, социальное страхование. Это может привести к изменению международной конъюнктуры для Европы и США, а также открытию возможностей для стран Африки и Латинской Америки, отметила в докладе Анастасия Лихачева.

Вошли во вкус

Рост благосостояния в азиатском регионе, прежде всего, в Китае, приведет к протеиновой революции – увеличению потребления белков, в основном мясных продуктов, подвергшихся технологической обработке, и фруктов, а также повлечет за собой рост числа посетителей ресторанов. С 2001-го по 2012 год объем внешней торговли Китая в разделе импорта сельскохозяйственной продукции увеличился в пять раз, до 156 млрд долларов. Зависимость от импорта выросла в два раза, а чистый импорт продовольствия достиг 31 млрд долларов.

Спрос на одежду, обувь, электронику, мебель и другие товары народного потребления также продолжит расти, как и спрос на высококачественные товары и предметы роскоши, считает Лихачева. Так, по прогнозам компании McKinsey, в 2015 году треть дорогих сумок, обуви, часов, ювелирных изделий, приобретенных в мире, придется на китайских потребителей.

Другой перспективный сегмент – рынок впечатлений для среднего класса и богатых горожан. В ближайшие годы 5 млрд долларов инвесторы вложат в китайский Диснейленд. В стране, где никогда не были популярны зимние виды спорта, строятся горнолыжные курорты. Растет спрос на спортинвентарь, спецодежду, проходит все больше соревнований международного уровня. Еще одна часть спроса на впечатления – рестораны, театры, кино, галереи. Это, в свою очередь, позволит увеличить продажи новых товаров, свежих импортных продуктов, алкоголя, оборудования и т.д.

Растет спрос и на традиционные услуги. Медицина, образование, социальное обеспечение, обычно предоставляемые государством, в большинстве азиатских стран несовершенны. Лихачева ожидает увеличения доли госзатрат в этой сфере и роста инвестиций в социалку со стороны частных инвесторов.

Не вставая с дивана

Интенсивно меняются и институты продаж: в Китае активно развивается сектор торговли через интернет (хотя в последние два года темпы роста немного замедлились). В 2013 году продажи через интернет выросли по сравнению с 2010 годом на 43% – до 607,4 млрд юаней. Интернет-торговля в среднем растет быстрее, чем обычная розница благодаря более низким ценам, удобству покупок, доставке домой и инвестициям производителей и владельцев розничных магазинов. Самые большие объемы продаж у таких категорий товаров, как одежда и обувь, электронная техника, аппаратура для видеоигр и бытовая техника.

В сентябре 2014 года объем продаж через интернет превысил 1,8 млрд юаней и вырос на 49,9% относительно аналогичного периода прошлого года. Таким образом, интернет-торговля стала одним из самых динамично развивающихся секторов китайской экономики. Сейчас рынок экспресс доставки Китая, чей совокупный рост в 2013 года превысил 60%, второй по величине в мире после США. При этом в прошлом году доступ к интернету был только у 600 млн китайцев (что составило около половины населения страны), в то время как в США доступом к Интернету обладали 277 млн американцев, то есть около 90% населения.

Ожидается, что продажи розничных товаров через интернет в Китае будут расти в среднем на 15-20% ежегодно. К 2020 году они могут достигать 420-650 млрд долларов, что будет равняться суммарным объемам продаж США, Великобритании, Франции, Германии и Японии.

Топливо для потребления

В новых условиях важнейшими ограничителями развития для Азии будут оставаться институциональная структура, международная конкуренция и вызовы безопасности. Происходящая трансформация потребует качественной перенастройки всех ключевых экономических процессов в регионе. Именно эта перенастройка будет определять формирование новых региональных экономических трендов и влиять на возникновение точек роста в ближайшее десятилетие.

Наиболее масштабными из этих трендов станут:

  • постепенный перенос энерго-, водо- и трудоемких производств из Китая в другие страны региона и на другие континенты. Этот перенос производств в долгосрочной перспективе – примерно двух десятков лет – приобретет массовый характер;
  • приобретение Китаем качества экономического и политического «ядра» азиатского региона – важнейшего источника прямых иностранных инвестиций и рынка для товаров, произведенных в других странах Азии. Это позволит говорить об ослаблении зависимости Азии от доминирующих в мировой экономике США и возникновении в регионе относительно автономных режимов экономического развития;
  • общая переориентация стран Азии на производство более инновационной продукции и продукции с большей добавленной стоимостью.

Если раньше важнейшим показателем экономических успехов для азиатского региона были темпы роста как таковые, то теперь на первый план выходят качественные критерии. Главными формулами для всех развивающихся стран региона, в первую очередь, для Китая, становятся инклюзивный рост и эффективность экономики. Инклюзивный рост предполагает распределение выгод от экономического роста между всеми гражданами, с одной стороны, и вовлечение максимального числа граждан в процесс экономического развития – с другой. Для Китая это означает повышение качества урбанизации, масштабные инвестиции в человеческий капитал, кратное увеличение масштабов качества госуслуг населению.

В ближайшие 10-15 лет самым острым вопросом для Азии станет ресурсное обеспечение экономического роста. Возможности экстенсивного наращивания потребления традиционных ресурсов либо исчерпаны, либо такое потребление слишком дорого и неэффективно. Поэтому у ведущих экономик региона не остается другого выхода, кроме использования нетрадиционных источников энергии (биотопливо, энергия ветра, и т.д.) и повышения энергоэффективности. Эта стратегия дополнится наращиванием импорта газа, нефти и продовольствия из-за рубежа, что открывает дополнительные возможности для стран-экспортеров энергоресурсов, в первую очередь, для России и Казахстана, и будет мощным катализатором для таких экономик.

В регионе будет расти конкуренция за пресную воду, а трансформация рынка продовольствия будет выражаться в дальнейшей переориентации на белковую пищу, увеличении импорта кормовых культур и интенсификации торговли продовольствием.

См. также:

«Китайская мечта» требует экспертной оценки
Глобализация вузов модернизировала экономику Китая
Азия поддержит российских аграриев

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 5 мая, 2015 г.