• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эмиграция из России стала разнообразнее

За последнее десятилетие эмиграция из России существенно изменилась. Потенциал репатриации по этнической принадлежности почти исчерпан, зато в оттоке за рубеж усилились другие составляющие: воссоединение с родственниками и поездки с целью учебы. Подобная эмиграция во многом определяется различиями в качестве жизни и политикой принимающих стран, которые привечают людей молодых, образованных, квалифицированных и с определенным уровнем доходов, рассказал замдиректора Института демографии Высшей школы экономики Михаил Денисенко в докладе, представленном на XVI Апрельской международной научной конференции в НИУ ВШЭ.

Структура эмиграции из России в 2000-е годы значительно отличается от той, которая наблюдалась в 1990-е годы. На этом основании можно выделить два периода эмиграции – с 1994 по 2003 годы и с 2004 по 2013 годы, отметил Михаил Денисенко. В первый период лидировала этническая миграция, во второй период эмиграции появились и другие точки притяжения выходцев из России.

Всесторонний анализ оттока за рубеж – его структуры, тенденций, а также Push и Pull–факторов, то есть причин отъезда и мотивов притяжения мигрантов, – Михаил Денисенко представил в докладе «Эмиграция из России: тенденции, факторы и перспективы». Доклад суммирует итоги многолетних исследований и сфокусирован прежде всего на долгосрочной эмиграции, когда речь идет о получении статуса резидента. Работа опирается на данные национальных статистических ведомств стран приема, базу Eurostat (статистическая служба ЕС), а также OECDMigrationDatabase (данные ОЭСР по миграции).

Новые контуры эмиграции

В дальнем зарубежье проживает более 2,7 млн уроженцев РФ. Однако эмиграционная «математика» непроста: существуют значительные расхождения между отечественной и зарубежной статистикой эмиграции из России. Это связано с тем, что эмигранты часто, стремясь сохранить тесную связь с Россией, не снимаются с миграционного учета, и их отъезд не фиксируется отечественной статистикой. Получение статуса резидента за рубежом сопровождается получением соответствующих документов. Исходя из подобных нюансов, эмиграцию имеет смысл подсчитывать, опираясь на данные стран прибытия.

Эта статистика отчетливо выявляет тенденции эмиграции за последние двадцать лет (таблица 1). Так, с 1994 по 2003 год отток в Германию, США и Израиль был существенно больше, чем с 2004 по 2013 годы. В первый период постсоветской эмиграции эти три направления привлекали свыше 90% эмигрантов. Да и сами объемы потока были весьма значительными (рисунок 1; показательны сами размеры шкалы: в левом графике верхняя граница эмиграции достигает 120 тысяч, в правом – всего 8 тысяч).

Таблица 1. Динамика эмиграции из РФ, 1994-2013 гг.

Источник: презентация Михаила Денисенко.

Во второй период эмиграции этнический отток пошел на спад, что отчасти связано с изменением репатриационных программ. Так, в Германии «ужесточились требования к определению принадлежности к немецкому народу, знанию языка, в том числе членами семьи, появились квоты для репатриантов», пояснил исследователь. Эта политика ощутимо повлияла на эмиграцию. Сейчас репатрианты составляют в эмиграционном потоке в Германию менее 10%.

К середине 2000-х годов отчетливо обозначилась другая тенденция оттока: он существенно «обмелел» (в том числе за счет исчерпания резерва репатриации), зато направления отъезда стали более разнообразными. В эмиграционном «раскладе» существенную долю получили такие европейские страны, как Испания, Чехия, Австрия, Италия, Франция, а также Канада. Часть потока, но в меньшей степени, также притягивают Финляндия, Швейцария и страны Скандинавии.

В 2000-е годы изменился и характер эмиграции – она приобрела «экономический» уклон, связанный, в том числе, с различиями уровня жизни в России и в ряде принимающих стран.

Рисунок 1. Характер эмиграции из РФ, 1993-2013 годы.

Источник: доклад М.Б.Денисенко.

На рисунке 1 (правая часть) отчетливо выделяются пики эмиграции в Испанию, Чехию, Австрию, Италию. Однако они свидетельствуют не столько об «исходе» в эти страны, сколько об изменении в их миграционном законодательстве в 2000-е годы. Во этих странах, так или иначе произошла в разной форме «миграционная амнистия», легализовались те выходцы из России, которые уже проживали там ранее, – отсюда и всплеск числа иммигрантов.

Если говорить о нюансах по странам, то Австрия, например, легализовала иностранцев, организующих бизнес в стране, поскольку они так или иначе инвестировали в ее экономику. В ряде стран получение статуса резидента облегчают покупка недвижимости и определенная сумма на счете в банке страны.

Таким образом, на эмиграцию в 2000-е годы существенно повлиял рост благосостояния россиян, который позволял обосноваться в другой стране.

С учетом всех названных трендов, Михаил Денисенко выделил пять основных факторов миграции. Это миграционная политика стран прибытия, исчерпание потенциала этнического оттока, формирование миграционных сетей (воссоединение с родственниками и друзьями), рост доходов россиян, а также индивидуальные Push и Pull–факторы.

«Интриги» эмиграции

Докладчик оценил запасы оттока, использовав два главных критерия определения эмиграции – «страну рождения» и «страну гражданства». Их применение варьируется по странам: так, в США больше оперируют понятием «страна рождения», а в Германии и Австрии – «страна гражданства». «Так или иначе, по обоим критериям количество выходцев из России увеличивается», – отметил Михаил Денисенко (таблица 2).

Таблица 2. Оценка запасов эмиграции по критериям «страна рождения» и «страна гражданства», 2000-2014 годы.

Источник: доклад М.Б.Денисенко.

Примечание: красным выделены данные Консульского учета РФ.

Исследователь акцентировал страновые нюансы этого запаса. Так, в Германии запрещено двойное гражданство. Этим объясняется та разница – более чем в 2,6 раза – между выходцами из России, учтенными немецкой статистикой, и россиянами в Германии, по данным Консульского учета РФ (216,6 тыс. против 568,8 тыс. в 2013-2014 годах). Разность двух показателей превышает 350 тысяч. «Это те российские немцы, которые сохраняют российское гражданство и не хотят об этом сообщать немецким властям», – пояснил докладчик.

Среди выходцев из России, живущих в США, также определенная доля (почти 118 тысяч) сохраняет гражданство РФ. В Израиле таких уроженцев России – почти 137 тысяч.

В СМИ существуют мифы о масштабном «исходе» состоятельных россиян в Великобританию. Реальные цифры намного скромнее – речь идет лишь о нескольких десятках тысяч человек. Более того, по итогам проводившейся в Великобритании в 2011 году переписи населения, Россия даже не попала в список тех 70 стран, которые поставляют наибольшее число эмигрантов в Великобританию.

В целом, как уже говорилось выше, в дальнем зарубежье проживает более 2,7 млн уроженцев РФ. Если же говорить о выходцах из республик бывшего СССР, то эта цифра будет, по крайней мере, вдвое больше: для Германии – за счет переселенцев из Казахстана, для США и Канады – за счет выходцев из Украины.

США воссоединяет семьи

Михаил Денисенко рассмотрел ведущие каналы отъезда. В таблице 3 (левая часть) видно, что в иммиграции россиян в США более чем вдвое вырос вклад такой «номинации», как «другие родственники» (скачок с почти 23% до примерно 56%; речь идет о братьях, сестрах, племянниках, бабушках, дедушках и других непрямых родственниках). Это говорит о формировании миграционных сетей, объединяющих родных и друзей. За последние двадцать лет этот канал эмиграции явно расширился. «Эти миграционные связи, по сути, служат гарантией того, что у человека будет какой-то доход и работа», – прокомментировал исследователь.

В то же время категория «беженцев» по понятным причинам уменьшилась почти до минимальной цифры – с 56,2% в 1995 году до 8,6% в 2013 году.

Вклад такого канала, как работа, для россиян-эмигрантов оказывается намного меньше (15,5% в 2013 году), чем, например, для выходцев из Германии (32%) и особенно Индии (свыше половины – 52%).

Таблица 3. Структура оттока россиян в США, 1995 и 2013 гг.

Источник: доклад М.Б.Денисенко.

Если рассматривать временную миграцию в США, то ведущим ее каналом ныне оказывается обучение. Доля этого канала выросла в 2,2 раза – с почти 14% в 1995 году до почти 31% в 2013 году.

В то же время доля программ обмена упала за этот же период в 1,7 раза – с примерно 46% до почти 27% (после таких программ часть россиян обычно оставалась в стране учиться или работать).

Такая «номинация», как работа, лишь незначительно утратила роль с середины 1990-х: с 21% до 19%.

ЕС выбирают для учебы

В иммиграции в страны Европы также возросла роль таких каналов, как «семья» (с 27% в 2008 году до 31% в 2013 году) и «учеба» (с 18% в 2008 году до 23% в 2013 году; таблица 4). В то же время в такой «номинации», как работа, доля россиян существенно уступает доле украинцев, которых приезжает в страны ЕС втрое больше. Абсолютная численность мигрантов из Украины в Европу также намного больше – 235,5 тысяч в 2013 году (versus 68,4 тысяч россиян).

Таблица 4. Каналы эмиграции россиян в ЕС, 2008 и 2013 гг.

Источник: доклад М.Б.Денисенко.

Эмиграция омолодилась

В докладе представлен и социодемографический портрет мигрантов. Отток существенно «помолодел» по сравнению с оттоком периода репатриации, когда уезжало немало пожилых людей. Такое «омоложение» связано с каналами эмиграции (та же учеба), с требованиями принимающей стороны, «диктатом» рынка, в том числе брачного.

Так, у эмиграции – женское лицо. Наиболее красноречивы данные по Италии: в структуре российских иммигрантов свыше 80% – это женщины в возрасте от 15 до 34 лет (таблица 5). Кто-то уезжает ради замужества. Часть женщин трудятся в качестве социальных работников.

Впрочем, и в других странах среди иммигрантов женщин больше половины.

Таблица 5. Социодемографический портрет эмигрантов, 2001 и 2011 гг.

Источник: доклад М.Б.Денисенко.

В целом критерий образования и квалификации иммигранта для принимающих стран становится одним из решающих. Так, в Канаде третичный уровень образования имеют почти три четверти мигрантов, в Великобритании – почти 70%. За рубежом теперь привечают прежде всего «молодых, образованных, квалифицированных и небедных мигрантов», резюмировал Михаил Денисенко.

См. также:

Мобильность студентов растет
Принимающая страна влияет на ценности мигрантов
Недоверие к институтам ведет к росту эмиграции
Рынку труда не нужны образованные мигранты

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 29 апреля, 2015 г.