• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Карьера ученого мало привлекает россиян

Признавая важность научно-технического развития России, большинство ее жителей считают научную карьеру не самым удачным выбором для своих детей. Лишь треть россиян поддержали бы их решение заняться наукой, выяснили эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Валентина Полякова и Елена Чернович в ноябре 2014 года в рамках Мониторинга инновационного поведения населения провели опрос общественного мнения с участием 1670 человек в возрасте от 16 лет. Они выяснили, что подавляющее большинство россиян признают важность научно-технического развития. 84% жителей нашей страны считают, что наука и техника делают жизнь более легкой и комфортной. Почти столько же (83%) видят, что достижения науки и новые технологии открывают широкие возможности для следующих поколений. Работу ученого признают очень важной 72% россиян, они согласились с утверждением, что ученые – это самоотверженные люди, которые трудятся на благо всего человечества.

При этом ученые – «чудаковатые», считают 57% опрошенных; и зарабатывают меньше, чем представители других профессий с аналогичной нагрузкой (42%). Работа исследователей кажется скучной и к тому же опасной 53% и 52% россиян соответственно, в жизни ученых нет развлечений (50%) и интересов, не связанных с работой (45%).

Выбор научной карьеры многим россиянам кажется не самым удачным решением: лишь около трети опрошенных (32%) были бы рады, если бы их сын или дочь захотели стать научным работником. Практически столько же (29%) не обрадовались бы такому выбору ребенка. Для сравнения, в Китае поддержали бы детей в их стремлении строить научную карьеру 36% родителей, а в США и Израиле их намного больше – 80% и 77% соответственно.

*Категория «остальные респонденты» включает в себя тех, кто не одобрил бы выбор ребенком научной карьеры, кто одобрил бы любой выбор, а также затруднившихся ответить.

Поддержка выбора

У россиян, которые в той или иной степени соприкасаются с миром науки, положительное отношение к исследовательской карьере выражено сильнее, чем среди остальных групп населения. Например, среди тех, кто общается с учеными или аспирантами (эта группа составила 10% от всей выборки), практически каждый второй (45%) порадовался бы выбору ребенком научной карьеры.

Среди интересующихся наукой (тех, кто регулярно следит за научными новостями, обсуждает с друзьями научные достижения и т. д.; эта группа составила 16% от всей выборки) 52% были бы рады, если бы их ребенок захотел стать ученым.

*Категория «остальные респонденты» включает в себя тех, кто не одобрил бы выбор ребенком научной карьеры, кто одобрил бы любой выбор, а также затруднившихся ответить.

Сила стереотипов

Результаты опроса показали, что убеждения россиян относительно характера работы ученых не являются определяющим фактором отношения к выбору научной карьеры их детьми. Даже среди сторонников такой карьеры многие придерживаются негативных стереотипов о ней. То же самое наблюдается и в группах россиян, интересующихся наукой и знакомых с учеными.

Авторы исследования предполагают, что на формирование подобных стереотипных представлений о характере работы ученых и их стиле жизни, с одной стороны, сильно влияют СМИ и кинематограф. С другой – образ социально невостребованного ученого мог укорениться в общественном мнении в результате снижения финансирования науки в 1990-е годы, последующего падения престижа научной деятельности и оттока кадров.

Привлекательность научной карьеры нужно повышать

Общественное мнение может измениться в результате накопления большого количества примеров успешной карьеры ученых, полагают авторы мониторинга. Для этого необходимо в первую очередь улучшать условия труда научных работников.

Однако более важным фактором исследователи считают популяризацию науки и ее результатов в обществе. Научная карьера станет более привлекательной в глазах сограждан, если они сами будут сильнее вовлечены в научно-популярную культуру в целом.

Чем чаще россияне будут ходить в научные музеи, смотреть передачи о науке, посещать научно-популярные лекции и взаимодействовать с учеными, тем выше вероятность, что они положительно отнесутся к выбору их детьми научной карьеры, поскольку она им будет казаться не только социально значимой, но и интересной.

Полный текст информационного бюллетеня 

См. также:

Россияне уважают юристов и врачей
У ученых должно быть больше причин заниматься наукой
Самореализация важнее зарплаты

 

22 апреля, 2015 г.