• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пессимизм потребителей расстроил бизнес

Ухудшение потребительских настроений населения и полная неопределенность относительно экономического и политического будущего страны препятствуют деловой активности бизнеса, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, посчитавшие Индекс экономического настроения.

В I квартале 2015 года деловой климат в России продолжал ухудшаться. Индекс экономического настроения (Индекс ВШЭ) опустился до значения 84,1, обновив антирекорд последних пяти лет. Это свидетельствует о нарастании депрессивных экономических настроений среди предпринимателей и потребителей. Хуже было только в середине 2009 года.

Таковы основные выводы экспертов Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, проанализировавших мнения руководителей более 20 тысяч организаций различных секторов экономики (опрос проведен Росстатом).

Стагнация и рецессия охватила почти все сферы экономики.

Однако основными драйверами негативной динамики ИЭН ВШЭ стали его «потребительские» компоненты, которые еще несколько лет назад, наоборот, «тянули» индекс вверх. В частности, экстраординарное падение показал индекс потребительской уверенности, который снизился относительно предыдущего квартала на 14% до рекордно низкой отметки (-32%), указывая на нарастающий кризис потребительского доверия. Более пессимистичные настроения потребителей наблюдались ранее только в 1999 году.

Также существенно ухудшились показатели, характеризующие ситуацию в сфере услуг. Балансы оценок изменения спроса на услуги и экономического положения сервисных организаций уменьшились по сравнению с предыдущим кварталом на 19% каждый.

В совокупности факторов, ограничивающих развитие бизнеса во всех секторах экономики в начале текущего года, доминировал «недостаточный спрос на продукцию». Кроме того, неопределенность экономической обстановки в стране усиливает негативное воздействие на деловую активность. В марте текущего года эту проблему считали основным тормозом расширения производства 46% промышленников, отметили авторы мониторинга.

Ситуация в промышленности и стройкомплексе оказалась более благоприятной. В этих отраслях пока кардинального ухудшения делового климата не произошло. В пользу предпринимателей может сыграть наблюдающаяся в последнее время стабилизация курса рубля и нефтяных цен, а также ожидаемое замедление инфляционной составляющей. «Все это должно подтолкнуть Центробанк к снижению ключевой ставки и, соответственно, облегчить доступ бизнеса к более дешевым финансовым средствам на расширение производства», – надеются экономисты ИСИЭЗ. При этом сферу строительства, начиная с середины 2015 года, ждут самые тяжелые времена, связанные с финансовыми ограничениями экономических агентов из других видов деятельности на реализацию строительных проектов.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭГеоргий Остапкович:

За последние два с небольшим года произошло заметное изменение влияния составляющих ИЭН ВШЭ на его итоговое значение.

В начале 2013 года, когда ИЭН находился еще в положительной зоне, его основным позитивным драйвером являлся потребительский сегмент – настроения домашних хозяйств, торговля и сфера услуг. Промышленность и строительство функционировали по стагнационному сценарию, не оказывая существенного влияния на динамику ИЭН, придавая индикатору лишь незначительный отрицательный фон.

Однако, начиная с конца 2013 года, ситуация изменилась. Реальный сектор по-прежнему продолжал свой стагнационный «дрейф», в то время как настроения предпринимателей из розничной торговли и сферы услуг, а также потребительские настроения населения начали устойчиво снижаться, что вынудило ИЭН нарушить равновесие (отметку 100) и перейти в зону неблагоприятного делового климата.

Если все пойдет более-менее благополучно и начнутся реальные структурные и институциональные реформы, улучшится предпринимательская и, главное, управленческая среда, то в конце 2016 – 2018 годов начнется компенсационный рост экономики.

Вместе с тем, в период восстановления нас ждут, по крайней мере, три ограничительных барьера.

Во-первых, это предвыборный президентский период, и, как показывает практика предыдущих соответствующих годов, он характеризуется электоральными «подарками» в виде повышения окладов, пенсий, стипендий, денежных содержаний для различных категорий граждан – от правоохранительных органов до студентов.

Во-вторых, в 2017 – 2018 годах экономика реально войдет в демографическую яму, что неминуемо увеличит нагрузку на бюджет, включая затраты на пенсионное обеспечение и здравоохранение, и, соответственно, снизится доля расходов на развитие и инвестиции. В результате страна останется социально ориентированной, но инвестиционно непривлекательной.

В-третьих, мы в последнее время вошли в контрциклическое развитие с экономиками ведущих стран. Экономика США, Великобритании, Германии последние два года хотя и медленно, но растет, а наша устойчиво замедляется. Исходя из цикличности развития экономики в период 2017 – 2018 годов, возможна смена тренда, и мы можем попасть в ситуацию, когда ведущие экономики столкнутся с трудностями и снизят импорт сырья из России.

Вдобавок, наблюдается очевидная тенденция к снижению зависимости Европы от отечественных углеводородов, которая к 2018 году может принять реальные очертания. Переориентация финансовых и сырьевых потоков на азиатские рынки – достаточно дорогостоящее и длительное мероприятие, сопровождающееся непредсказуемыми переговорными процессами.

Полный текст презентации «Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) в 1 квартале 2015 года» 

 

20 апреля, 2015 г.