• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Молодые инженеры верны профессии

Молодые российские инженеры по ценностям заметно отличаются от своих сверстников, занятых в других областях. Им менее присущ индивидуализм и демонстративное потребление. Инженеры более преданы делу, не боятся ответственности, ценят работу в команде и не преувеличивают значимости денег, отметили социологи Высшей школе экономики Ирина Козина и Елена Виноградова в докладе, представленном на XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ «Модернизация экономики и общества».

«Молодые инженеры: «белые вороны» или «первые ласточки»?» – так в названии доклада его авторы, завкафедрой методов сбора и анализа социологической информации НИУ ВШЭ Ирина Козина и старший научный сотрудник Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Елена Виноградова, красноречиво определили предмет своего исследования – ценности и профессиональное самосознание вчерашних выпускников инженерных специальностей. Хотя «трудовая интеллигенция» неоднородна, и есть разные модели профессиональной идентичности, но на фоне своих ровесников, избравших другие профессии, молодые инженеры в любом случае выглядят альтруистами, которые работают «не за деньги, а за дело», а интерес к своему труду нередко ставят выше вознаграждения.

«Достойная зарплата» для них – это не капитал, который транжирят в гонке безудержного потребления, а возможность жить самостоятельно, без помощи старших, и обеспечивать нормальный уровень жизни для семьи.

Молодые инженеры не боятся брать на себя ответственность и готовы трудиться сверхурочно ради поддержания бренда предприятия.

В целом, их позиция почти противоположна «комфортному материализму», декларирующему ценность максимизации доходов при минимизации усилий и рисков. Узкий прагматизм, распространенный, например, среди офисных служащих, явно не одобряется молодыми инженерами. Если речь заходит о возможной смене профессии, они обычно оказываются не готовы жертвовать своими знаниями и содержанием работы ради более высоких доходов на неинтересных местах.

Базу такого почти идеального портрета «технарей» составили материалы шести групповых дискуссий с молодыми инженерами трех крупных промышленных предприятий и данные опроса работников, где доля этой группы по выборке в целом составила 11% (101 человек).

Большинству цитируемых респондентов – 23-26 лет, но есть и 30-летние специалисты. Предприятия расположены на северо-западе, востоке и в центре европейской части России (персонал – 3-5 тысяч человек). Одно из них производит турбины для электростанций, второе выпускает сложные агрегаты для авиационной индустрии, третье занимается нефтепереработкой.

Инженеры хотят применения своих знаний

Ряд исследований, посвященных карьерам современной молодежи, выявили, что для многих важна не столько реализация себя в профессии, сколько попадание в те экономические ниши, где высокие доходы возможны уже на стартовых позициях. Авторы доклада констатируют «ситуацию ценностных дефицитов», абсолютизацию заработка в ущерб ценностям, связанным с содержанием и ответственностью работы.

Среди молодых инженеров такой «комфортный материализм» не принят. Их трудовые ценности сбалансированы, и моральное удовлетворение от работы ничуть не менее значимо, чем доходы, подчеркнули исследователи.

Молодые инженеры отнюдь не чувствуют себя «неудачниками», как их коллеги в 1990-е годы, когда сокращалось производство и инженерные специальности были мало востребованы. В ходе исследования респонденты подчеркивали свой интерес к работе и желание реализовать знания, полученные в вузе. Отдача от компетенций фигурировала в качестве важнейшего мотива их решения работать на промышленном предприятии.

Другой названный мотив – возможность творчества. Для опрошенных был важен «challenge», вызов, решение новых и сложных технических вопросов. «У нас каждый день новые творческие задачи!» – подчеркивает 23-летний инженер-конструктор. «Здесь очень интересное производство, важное, и на каждом участке ты делаешь свое дело и работаешь на общий результат, – отмечает инженер лаборатории инноваций, 25 лет. – Оборудование уникальное, продукция уникальная, задачи сложные». Опрошенных также вдохновляла масштабность задач, свойственных крупному предприятию.

Восприятие текущей работы как «трамплина» для последующей карьеры в более «хлебных» секторах экономики также обсуждалось в дискуссиях. Это подтвердил и опрос: 70% молодых инженеров связывают свои планы с предприятием, а увольнение планируют лишь 16%.

Зарплата должна быть достойной

Деньги нужны для жизни, а не для демонстрации статуса – такова установка многих опрошенных инженеров. Размер зарплаты и стабильность рабочего места – крайне важные для них трудовые ценности, и в этом отношении они не отличаются от представителей других профессий. Принципиальная разница в том, что для молодых инженеров значимость оплаты труда снижается по мере роста ее размера, приближения к достойному уровню.

Кстати, само представление о «достойной жизни» у опрошенных контрастирует со стереотипом, который характерен для многих молодых людей, зомбированных философией потребительства. Список жизненных благ, формирующих модель достойной жизни для инженеров, не содержит атрибутов престижного потребления. Дорогие курорты, бутики, рестораны «ни в какой форме не фигурировали в описаниях желаемого образа жизни», отметили докладчики.

Работа, по мнению респондентов, должна обеспечивать возможность «справляться с жизнью без помощи старших», жить отдельно от родителей. Для молодых важна стабильность, чтобы можно было планировать «приход» и «расход». Заработок должен оплачивать питание и разумный набор предметов длительного пользования, давать возможность «раз в год выезжать на отдых или в путешествие, время от времени посещать выставки, концерты, театры и молодежные клубы». Еще одна важная функция зарплаты для опрошенных – обеспечивать потребности существующих или будущих семей (медобслуживание, образование, спорт и творчество для детей).

Профессиональный рост – в приоритете

Повышение своей капитализации, профессиональное развитие также весьма значимо для молодых «технарей». Они подчеркивали свое желание повышать квалификацию. По мнению информантов, работа инженера в промышленности открывает больше перспектив, чем, например, труд специалиста в финансовых или маркетинговых структурах. При этом инженеры акцентировали важность «вызова», состоящего в сложности решаемых задач. Это предмет их профессиональной гордости, отметили эксперты. «Все понимают, что авиационный двигатель – это, наверное, самое сложное изделие сегодня в мире», – заметил 30-летний главный технолог.

В дискуссиях фигурировала и готовность брать на себя ответственность. «Это... очень сильный стимул работать именно там, где тебе такую ответственность доверяют...», – пояснил инженер 26 лет.

Большим уважением среди молодых инженеров пользуются коллеги, которые работают «не за деньги, а за дело», готовы много трудиться сверх нормы ради поддержания марки предприятия. Один респондент рассказал, как он и его коллеги, будучи в командировке, готовы были работать почти круглосуточно: «И ни один не заныл, что устал и домой хочет. Есть задача – надо решать, тут уже о времени не думаешь».

Вместо жесткой субординации – демократизм

Особое значение опрошенные инженеры придавали атмосфере на работе. Формула взаимоотношений в их коллективах такова: «чувство локтя», демократизм, командная работа вместо, во-первых, индивидуализма, свойственного значительной части молодежи, и, во–вторых, иерархии – ключевой приметы компаний из разных секторов экономики.

В отличие от своих сверстников из других областей, испытывающих сложности с коммуникациями (см. статьи «Молодые кадры не умеют общаться», «Общению нужно учиться» и «Требования к навыкам персонала можно стандартизировать»), инженеры лучше умеют общаться.

В группе опрошенных большая часть при определении «своих» и «чужих» не придавала значения границам, отделяющим их статус от статуса рабочих, с одной стороны, и непосредственных руководителей, с другой. То есть для них характерны более конструктивные представления о возможностях взаимопонимания с группами, стоящими выше и ниже в производственной иерархии, подчеркнули Козина и Виноградова. Это создает потенциал для эффективного сотрудничества.

Можно предположить, что определенную роль в формировании такого демократизма играют особенности самих технологических процессов, содействующие командной работе, коллективному решению задач, уточняют авторы доклада. В сложных проектах велика цена ответственности любого из участников, что уравнивает работников разного ранга, нивелирует субординацию. «Мы с нашим главным конструктором, конечно, не друзья, но работаем вместе, – замечает 23-летний инженер-конструктор. – Тут не до субординации, хотя она есть, конечно, но мы именно вместе».

Принципиально важный момент здесь – «общее дело», коллективный труд. «Турбину делаем одну, а нас – вон сколько вокруг этой задачи! И все должны работать на один результат», – пояснил инженер-конструктор 23 лет.

Управленцы слишком далеки от инженеров

С административными подразделениями у респондентов отмечен «разрыв коммуникации». Управленцы, оторванные от технологического процесса, вызывают у инженеров отторжение (речь обычно идет о клерках головных офисов компаний, объединяющих несколько производственных единиц). Информанты с иронией называют офисных служащих «конторскими», «небожителями».

Причины такого «разрыва коммуникации» связаны, по мнению опрошенных, с неоправданно высокой оплатой труда управленцев. «Многие респонденты убеждены, что инженерная работа требует значительно большего объема знаний и навыков и связана с решением более сложных профессиональных задач, чем работа управленцев, – подчеркнули Козина и Виноградова. – Не случайно трудоустройство на «авантажные должности» в дирекции так часто базируется не на профессиональном отборе, а на личной протекции».

Впрочем, статусные границы между работниками и представителями заводской администрации инженеры готовы были бы считать приемлемыми, если бы эти границы не превращались в «пропасть» и, соответственно, если бы оценка значимости компетенций инженеров была действительно адекватной, заключают докладчики.

См. также:

«Физикам» предлагают стать «лириками»
Инновационная экономика требует нового мышления
Зарплата не влияет на производительность труда
Стартаперов мотивируют интересные задачи и комфортная среда
Вовлеченные сотрудники приносят пользу компании

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 16 апреля, 2015 г.