• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реформы редко достигают целей

При проведении экономических реформ большинство заявленных целей остаются недостижимыми, а успешное завершение преобразований нередко связано с избыточными издержками. Российские экономические реформы не стали исключением, отметили участники пленарного заседания «Реформы: причины успехов и неудач», состоявшегося 7 апреля в рамках XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. Успеху реформ в РФ препятствовали серьезная коррупция, высокая степень монополизации и активное вмешательство государства в экономику. 

Пожизненно догоняющие

За последние семьдесят лет лишь немногие развивающиеся страны сумели решить задачу догоняющего развития, рассказал академик РАН Виктор Полтерович. Хотя попытки реформ в 80-90 годы прошлого века предпринимались и в Латинской Америке, и в странах Карибского бассейна, и на Среднем Востоке, и в Северной Африке. Большая часть экономических реформ либо не достигает поставленных целей, либо издержки преобразований оказываются слишком велики.

Проектирование реформ является трудной задачей, поскольку наталкивается на целый ряд культурных, институциональных, политических, технологических и ресурсных ограничений. «Реформа не является одномоментным актом принятия соответствующих законов – это последовательность промежуточных институтов, соединяющих исходное состояние с желательным», – пояснил академик. Задача промежуточных институтов как раз состоит в том, чтобы снять имеющиеся ограничения.

Типичная ошибка реформаторов – опора не на результаты исследований, а на идеологию и мифологемы, вроде «частная собственность всегда лучше государственной», «надо продолжать реформы независимо от издержек», «главное – это улучшение институтов».

Для проведения успешных реформ необходим целый ряд условий, рассказал главный научный сотрудник Центра социально-экономических исследований в Варшаве Марек Домбровский. Это наличие окна политических возможностей, сильный политический и экономический лидер, взаимосвязь политических и экономических реформ и влияние внешних факторов, таких как, например, геополитические вызовы, членство в интеграционных блоках (вроде ЕС), изменения на глобальных рынках.

Несовершенный рынок

В России, по словам экс-министра финансов РФ и декана факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексея Кудрина, рыночные преобразования начинались в условиях глубокого кризиса советской экономики. Они были, по сути, антикризисным управлением с задачей «в конечном счете, выйти на новую структуру экономики».

В начале 2000-х годов поставленные цели были достигнуты – основы рыночной экономики построены. «Появился частный бизнес, России предоставили инвестиционный рейтинг, – пояснил Алексей Кудрин. – К 2008 году частные инвестиции достигли примерно 3,5% ВВП. Мы стали частью мировой экономики, рубль перестал быть «деревянным» и стал конвертируемым».

Правда возникший рынок, как полагает Кудрин, недостаточно совершенный: институты не достроены, госрегулирование и управление неэффективные, а превалирование в экономике госсобственности сужает пространство для конкуренции. Все вместе создает сложности для защиты прав собственности и выборе объектов для инвестирования.

Между тем, как отметил председатель правления ВТБ 24 Михаил Задорнов, экономические успехи реформ в той или иной стране можно оценить по двум критериям: уровню и динамике душевого ВВП и устойчивому экономическому росту, а также развитию основных институтов страны. Эксперт напомнил, что по оценке МВФ, в 2013 году Россия по абсолютному объему ВВП находилась на шестом месте в мире и была близка к Германии, занимавшей пятую позицию. Однако расчеты показывают, что по итогам 2014 года Россия опустится на 9 место. «С учетом динамики 2015 года, у нас есть все предпосылки к тому, что Россия выпадет из десяти крупнейших мировых экономик и займет 12-13 место, – делится прогнозом глава ВТБ 24. – Россия занимала 6-7 позицию на протяжении последних восьми-девяти лет».

Реформа на тройку с плюсом

С 2000 по 2008 год темпы экономического роста РФ составляли порядка 7%, отметил Кудрин. В период с 2012 по 2018 этот рост будет примерно 1,5%, в лучшем случае 2%, что ниже среднего мирового роста. Между тем, для того, чтобы страна успешно решила задачу догоняющего развития, она должна развиваться быстро – экономика должна расти на 7-8% в год в течение двадцати лет, что мало кому удается, считает Виктор Полтерович. «Периоды роста, чередующегося со спадом, характерны для многих развивающихся стран, в этом нет ничего удивительного», – добавил он.

Таким образом, эксперты характеризуют российские реформы, как частично успешные. «С экономической точки зрения, с точки зрения благосостояния людей, реформы в России прошли на три с плюсом, или на четыре с минусом» – говорит Михаил Задорнов. Он называет четыре причины, по которым «реформы в России не получились на пять»: высокая степень монополизации, крайне завышенная роль государства в экономике, коррупция и слабость российского государственного аппарата и управления в целом.

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 8 апреля, 2015 г.