• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аукционы снижают цены при госзакупках

Во многих странах при организации государственных закупок предпочтение отдается конкурентным процедурам торгов, в первую очередь, аукционам. Замдиректора Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Елена Подколзина и младший научный сотрудник этого института Анна Бальсевич решили проверить, всегда ли аукционы являются оптимальной формой госзакупок. Доклад «Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках в России» будет представлен на стартующей 7 апреля XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Считается, что в ходе аукциона можно получить наиболее низкую цену. При закупке стандартных товаров и достаточном количестве потенциальных поставщиков, аукционы действительно являются хорошим механизмом выбора контрагента. Но, как отметили Елена Подколзина и Анна Бальсевич, зарубежные исследования показали, когда требуется поставка сложного товара, по долгосрочному контракту, аукционы не позволяют получить всю необходимую информацию о поставщике, что грозит проблемами с исполнением контракта. К примеру, эмпирический анализ частного рынка строительных услуг говорит о том, что частные заказчики значительно реже выбирают аукционы, когда речь идет о закупке сложных услуг. Также не стоит проводить аукцион, если до закупки покупатель не может оценить качество товара, а после заключения сделки суд не может его проверить.

Даже если товар является простым и стандартным, аукцион не исключает проблем, например сговора между поставщиками (как следствие, более высоких цен). К благоприятным условиям для сговора относят сравнительную однородность поставщиков и отсутствие сильной асимметрии между их издержками, а также небольшое количество поставщиков на рынке – так проще договориться. Поэтому при выборе процедуры государственных закупок важно учитывать особенности рынка. Например, при наличии сговора среди поставщиков на частном рынке закрытые процедуры приводят к более низким ценам контрактов, чем открытые процедуры.

Бензин для чиновников

В исследовании на примере госзакупок автомобильного топлива в 2011-2013 годах авторы показали, как условия закупки повлияли на число поставщиков, а число поставщиков – на цену государственного контракта. Выборка состояла из 2426 закупок бензина через АЗС в пяти регионах РФ – Удмуртии, Владимирской, Свердловской, Тюменской областях и Камчатском крае. Данные о проведенных процедурах были получены с сайта http://zakupki.gov.ru.

Рынок топлива для анализа выбран не случайно – это стандартизованный товар с невысокими издержками верификации качества как для потребителей, так и для контролирующих органов. Выбор такого рынка позволяет:

  • оценивать эффективность процедуры, опираясь на цену государственного контракта, поскольку вариация цен у различных поставщиков не может объясняться наличием дополнительных характеристик блага, влияющих на издержки;
  • когда качество однородно и легко верифицируемо, эффективность процедуры в большой степени, зависит от числа поставщиков, пришедших на торги;
  • в работе исследуются только контракты, по которым поставка топлива осуществляется через АЗС поставщика. Это позволяет утверждать, что качество автомобильного топлива на частном и государственном сегментах данного рынка одинаковое. А значит можно сравнивать цены аналогичных контрактов на частном и государственном рынке.

Авторы выдвинули три гипотезы:

  • на число участников процедуры влияют условия закупки: чем строже ограничения на размер сети и объем поставки, тем меньше поставщиков будут участвовать в торгах;
  • число участников процедуры отрицательно связано с ценой госконтракта;
  • добавление каждого следующего участника в меньшей степени влияет на цену госконтракта.

Контракты и регрессии

Чтобы оценить влияние конкуренции на торгах на эффективность госзакупок, была изучена связь количества поставщиков, участвующих в закупочных процедурах, и различных ценовых показателей. «Мы используем относительную цену контракта, предполагая, что чем выше конкуренция в закупках, тем ближе цены госконтрактов к среднерыночным, – пояснили авторы. – Также мы рассчитываем среднюю цену за литр одного вида топлива в контракте и показываем, как она меняется с ростом числа участников процедуры».

На первом этапе эмпирического анализа Подколзина и Бальсевич построили регрессию по методу инструментальных переменных. Этот метод использован, исходя из предположения, что уровень конкуренции на торгах является эндогенным и зависит от типа процедуры, требований, которые заказчик предъявляет к закупаемому товару.

В качестве инструментальных переменных для числа участников процедуры использован объем закупаемого топлива и необходимость наличия сети АЗС у поставщика. В 75% случаев заказчики требовали наличия нескольких заправочных станций у поставщика, отсекая от участия в торгах фирмы, не обладающие сетью заправок. Также не все компании могли поставить большой объем топлива.

Авторы рассматривали эти требования, как ограничения со стороны заказчика и предполагали, что на количество участников торгов влияет совокупное ограничение: чем больше требуется заправок с большим совокупным объемом закупаемого топлива, тем меньше участников приходит на торги.

Помимо количества участников на цену контракта влияют характеристики проводимой процедуры. Поэтому в регрессию включены переменные, характеризующие тип процедуры и продолжительность контракта. В качестве контрольных переменных использовался год заключения контракта и принадлежность к определенному региону, поскольку они отличаются, а также по количеству сетевых фирм и по общему количеству компаний, работающих на рынке.

Эффект достигнут, цены снижены

Проведенный анализ частично подтвердил первую гипотезу: требование заказчика к поставке топлива через сеть АЗС не приводит к ограничению конкуренции на торгах, скорее, наоборот, увеличивает число участников. Однако чем больше объем топлива требуется поставить через сеть АЗС, тем меньше увеличивается число участников. При больших объемах поставки это ограничение может приводить к снижению числа участников.

Вторую гипотезу, о том, что число участников процедуры отрицательно связано с ценой госконтракта, также отвергнуть нельзя. Результаты регрессионного анализа, и сравнение средних цен за литр топлива в контракте при разном числе участников, говорят о том, что увеличение числа участников приводит к снижению цены госконтракта по сравнению с розничной ценой.

Наконец, третье предположение (добавление каждого следующего участника в меньшей степени влияет на цену госконтракта) также подтвердилось лишь частично. Добавление каждого следующего участника приводит к снижению средней цены за литр одного типа топлива в контракте. Но если при переходе от контрактов с двумя участниками к контрактам с тремя участниками, различие в средних ценах является незначимым, при переходе от контрактов с тремя к контрактам с четырьмя участниками, различие опять становится значимыми.

Таким образом, число участников госзакупок является действительно важным фактором эффективности торгов. Более того, несмотря на то, что аукционы привлекают меньше участников, они все равно приводят к более низким ценам относительно розничного рынка и, следовательно, к большей эффективности закупок, если речь идет о закупке однородных благ с верифицируемым качеством.

Получается, что контроль за потенциальными ограничениями конкуренции, особенно в ситуации, когда конкуренция и так не является высокой, и меры по стимулированию к участию в госзакупках, при прочих равных, могут привести к повышению эффективности торгов.

См. также:

Затраты на проведение госзакупок в России слишком высоки
Высокая конкуренция снижает эффективность госзакупок
Системе госзаказа нужны индикаторы коррупции
Открытость снижает и цены, и конкуренцию

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 7 апреля, 2015 г.