• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускники, работающие в своем вузе, разделяют его ценности

Одни преподаватели сильнее вовлечены в дела вуза, личностно переживают его неудачи и радуются успехам, а другие этого не делают. Одни готовы работать в выходные дни, помогать коллегам, выполнять разнообразную внеучебную работу, а другие стараются делать не больше, чем формально закреплено в их контрактах и должностных обязанностях. Научные исследования показывают, что одним из важных различий между первыми и вторыми является уровень из приверженности организации, выяснил младший научный сотрудник международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Андрей Ловаков.

Под приверженностью понимается эмоциональная привязанность к организации, олицетворение себя с ней, разделение её ценностей, пояснил Андрей Ловаков. В исследовании «Предпосылки и последствия приверженности среди российских университетских преподавателей».

Приверженные сотрудники чаще готовы делать сверх того, что формально обязаны, а также позитивно оценивают факт работы в этой организации и хотят оставаться в ней, в большей степени удовлетворены работой и вовлечены в неё. Таким образом, вузу выгодно, чтобы работающие в нём преподаватели были привержены ему, так как это может быть его дополнительным ресурсом, помогающим достигать целей и конкурировать с другими вузами.

Опрос 317 преподавателей российских государственных вузов показал, что приверженность преподавателя вузу выше, если он является выпускником этого вуза, и совмещает преподавание с административной деятельностью.

Опыт обучения в вузе, в котором работает преподаватель, способствует его эмоциональной приверженности этому вузу. Эта приверженность основана на положительном эмоциональном отношении преподавателя к вузу, разделении его целей, ценностей и норм, а не, например, на восприятии своей неконкурентоспособности на академическом рынке. У выпускников, работающих в том же университете, более длинная «история взаимоотношений» со своим вузом, которая при этом является ещё и эмоционально окрашенной и позитивной. Данные результаты можно рассматривать как позитивную характеристику практики академического инбридинга, так как опыт обучения в том же вузе, в котором работает преподаватель, является для него дополнительной основой для приверженности.

Наличие у преподавателей дополнительной административной должности также положительно связано с их эмоциональной приверженностью своему вузу. Однако административная нагрузка может быть как причиной более высокой приверженности вузу, так и её следствием. С одной стороны, более приверженные преподаватели в большей мере готовы выполнять дополнительную работу, а руководство вуза с большей готовностью назначает их на административные позиции. С другой стороны, совмещение преподавательской и административной должностей приводит к большей вовлечённости преподавателя в дела вуза и большему количеству связей между ними, что само по себе может увеличивать приверженность этого преподавателя своему вузу. С этой точки зрения практику совмещения преподавания и администрирования можно оценить позитивно.

Однако совмещение преподавания и административной работы увеличивает ролевой конфликт (субъективное противоречие между выполняемыми ролями), поскольку цели и ценности администратора не совпадают, а иногда даже противоречат целям и ценностям рядового сотрудника. В свою очередь, ролевой конфликт негативно отражается на приверженности, поскольку принадлежность одновременно к двум разным организационным группам делает вуз менее однообразной и сложной для олицетворения с ней группой. Поэтому менеджменту вузов нужно пытаться нивелировать ролевой конфликт, чтобы он негативно не отражался на приверженности преподавателей вузу.

 

Автор текста: Ловаков Андрей Владимирович, 2 апреля, 2015 г.