• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россияне довольны работой общественного транспорта

Три четверти россиян пользуются общественным транспортном, при этом подавляющее большинство граждан удовлетворены качеством транспортных услуг. Таковы результаты исследования директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина и младшего научного сотрудника этого института Егора Малеева.

Автобус для автомобилистов

Для исследования «Транспортного поведения населения России» было опрошено по телефону более восьми тысяч человек, а также проведено дневниковое исследование (фиксация перемещений респондентов в течение четырех дней) более тысячи человек, отметили Михаил Блинкин и Егор Малеев. Работа была проведена при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Подавляющее число перемещений россияне осуществляют пешком (43%), в случае использования моторизированных транспортных средств наиболее популярным является автомобиль (34%). При этом большинство автовладельцев считают автомобиль предметом первой необходимости (64%), и только 34% заявили, что могли бы без него обойтись. Несмотря на любовь к автомобилям, только 32% опрошенных автомобилистов вообще не пользуются общественным транспортом, а 31% использует его в своих ежедневных перемещениях.

Большинство респондентов удовлетворены существующими услугами общественного транспорта в своем населенном пункте.

Треть поездок дальнего следования (свыше 200 километров и ночевкой вне дома) опрошенные совершили с целью провести отпуск. При этом 37% ответивших за последние двенадцать месяцев ни разу не совершали поездки подобного рода.

Для 86% респондентов поездки дальнего следования осуществлялись по России и 13% за границу. Внутри страны люди ездят в основном по личным и семейным делам, а за рубеж большинство опрошенных отправляется в отпуск.

Неучтенные километры

Ежедневно самые большие расстояния респонденты преодолевают на пригородных электричках – 37,3 км. Поездки на автомобиле несколько короче – в среднем они составляют16,7 километра ежедневно.

Самой близкой целью регулярных перемещений оказался магазин – в среднем для совершения покупок респонденты преодолевают 6,7 километров. Правда, авторы отмечают, что людям сложно оценить пройденную дистанцию, а поэтому точное определение расстояний «представляется проблематичным делом».

С другой стороны, человеку проще оценить время, которое он тратит на поездки. В целом респонденты проводят в пути не менее 25 минут в день. От 15 до 20 минут уходит на перемещения, связанные с работой и посещением объектов культуры спорта и отдыха; 15 минут – для личных и семейных дел; от 10 до 15 минут для совершения покупок и от 10 до 20 минут – для перемещений, связанных с учебой.

Для 10% респондентов максимальные затраты времени на поездки не превышают десять минут, еще 10% опрошенных проводят в пути чуть больше часа. Анализ данных показывает, что среднее время каждой поездки в течение дня занимает не менее 20 минут, но не превышает 30 минут.

Больше всего времени тратится на поездки в пригородных электричках – зафиксировано от 60 до 90 минут для одной поездки. От 37,5 до 57,5 минут люди проводят в метро. Автобус отнимает 15-30 минут, троллейбус и трамвай – 20-30 минут, маршрутка – 20-35 минут. Поездка на автомобиле укладывается в 15-20 минут.

Самым коротким по времени перемещением оказывается прогулка пешком – ее медианная длительность составляет десять минут.
Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 1 апреля, 2015 г.