• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Низкоуглеродная экономика не выгодна России

Осуществлению Глобального плана по борьбе с климатическими изменениями препятствует экономика. Не все страны видят выгоду от перехода к низкоуглеродной модели развития, отметил директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгий Сафонов.

В 2014 году Глобальной комиссией по экономике и климату были подготовлены международные рекомендации по снижению воздействия на климатическую систему, так называемый «Глобальный план действий по проблеме изменения климата».

Мероприятия по снижению выбросов углекислого газа в атмосферу должны не только замедлить темпы изменения климата, но и стимулировать экономический рост, отметили члены в комиссии. Существующая тенденция развития свидетельствует о том, что у человечества есть три-четыре десятилетия до того момента, когда содержание двуокиси углерода в атмосфере достигнет таких уровней, что они приведут к изменению климата и катастрофическим последствиям в окружающей среде. Это, в свою очередь, отразится на экономических и социальных системах, предупреждают ученые.

В докладе Глобальная комиссия указывает на преимущества строительства энергоэффективных зданий и другой инфраструктуры для создания фундамента низкоуглеродной экономики к 2050 году, на необходимость внедрения новых низкоуглеродных стратегий при местном планировании, подключении потенциала интернета и пр.

Всемирную борьбу с изменением климата поддержали и в России. Однако сдвигов в этой области пока практически нет. В докладе «Глобальный план действий по проблеме изменения климата: взгляд из России», представленном на международной конференции «Новая экономика климата: перспективы для России» в НИУ ВШЭ, директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгий Сафонов рассказал, как рекомендации Глобальной комиссии соблюдаются в России, и обозначил реальные сдвиги в вопросах адаптации Глобального плана действий к российским реалиям.

Бизнес и государство не волнует глобальное потепление

Борьба с климатическими изменениями в России носит декларативный характер, ни к чему не обязывает и создает лишь политический фон для международных переговоров, отметил Сафонов.

Глобальная комиссия призывает страны провести учет климатических рисков (собрать и предоставить международной общественности подробные данные о выбросах парниковых газов), чтобы интегрировать «климат» в процессы и методики принятия решений, но этот призыв пока не услышан.

В России есть определенный опыт учета экологических и климатических аспектов деятельности государства и бизнеса. Вместе с тем, предприятия не ведут систематического и всеохватывающего учета выбросов и поглощений парниковых газов, а также не проводят адекватную оценку климатических рисков и рисков углеродного регулирования и не учитывают их в долгосрочных стратегиях развития бизнеса. Резолюции, принятые Россией на встречах «восьмерки» и «двадцатки» расплывчаты, не обязательны к исполнению и являются, скорее, атрибутом политкорректности, нежели реальным стремлением включиться в борьбу с климатом.

Уголь в приоритете

Еще хуже в России дела обстоят с переходом на низкоуглеродную экономику.

Несмотря на призывы Глобальной комиссии отказаться от субсидий на ископаемое топливо и сельское хозяйство и ускорить отказ от выработки электроэнергии за счет сжигания угля, загрязняющего окружающую среду, РФ не снижает инвестиции в угольную энергетику. В «Энергостратегии-2030» прописано сохранение доли твёрдого топлива на уровне 12-13% в производстве первичных ТЭР с ростом добычи угля до 415 млн тонн и его потребления на 8-9%.

Как отметил Сафонов, российские субсидии на потребление ископаемых видов топлива составили в 2009 году почти 34 млрд долларов, а субсидии на добычу углеводородов – 6% стоимости всей нефти и общего объема газа, добытых в России в 2010 году. «Выявлены тридцать схем предоставления субсидий производителям нефти и газа в России», – подчеркнул эксперт.

Помимо этого, в России нет специальной политики по снижению стоимости капитала для низкоуглеродных технологий, проектов и программ. Вопросы городского развития почти никак напрямую не связны с целями сокращения выбросов парниковых газов, уход и контроль за лесами, обеспечивающими в том числе и смягчение воздействия на климатическую систему, не ведется.

Китай в помощь

Сафонов считает, что успех «Глобального климатического плана» зависит от так называемых сопряженных выгод, которые получат страны, реализуя его. Ориентация только на снижение выбросов не может заставить государство инвестировать в развитие низкоуглеродной, экологически чистой экономики. Нужны более амбициозные и экономически интересные цели и задачи. Так, например, Китай стремится повысить энергоэффективность и внедрить новые технологии, которые стимулируют экономический рост.

Чтобы страны объединились в климатической политике, их сопряженные выгоды должны быть идентичными. Тогда объединение усилий может увеличить гибкость принятия решений и помочь бизнесу. Однако идентичность на уровне стран маловероятна, проще найти идентичные цели у отдельных регионов. «Возможно, регионам России будет логично найти провинции Китая с аналогичными целями и наладить сотрудничество. Однако пока приоритеты энергетического развития в России предусматривают наращивание добычи и потребления угля», – резюмировал Сафонов.

Полный текст презентации «Глобальный план действий по проблеме изменения климата: взгляд из России» 

См. также:

Энергетика будущего станет рычагом модернизации страны
Электроэнергетика на пороге перемен
Альтернативы углеводородам пока не предвидится
Энергия и экология
От потепления – к технологиям
Не отстать в гонке энергосбережения

 

30 марта, 2015 г.