• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Потеря работы и конфликты с близкими приводят на паперть

Попрошайками в России становятся не только старые нищие калеки, но и вполне здоровые граждане трудоспособного возраста, имеющие образование и опыт работы. Их заработки на паперти превышают прожиточный минимум и позволяют жить без обязательств, отметил выпускник факультета экономики НИУ ВШЭ Роман Соловьев в исследовании «Влияние социально-экономических факторов на формирование доходов у люмпенизированных групп населения (на примере попрошайничества в г. Москве)».

Попрошайничество сегодня стало вполне распространенной формой экономической и профессиональной деятельности со своим набором правил и установленными моделями поведения. В зарубежных исследованиях попрошайничество уже включено в рынок труда и анализируется как одна из форм экономической деятельности.

Роман Соловьев в рамках глобального исследования маргинальной занятости в России попытался выяснить, каковы особенности данной сферы деятельности, кто и в силу каких причин сидит на паперти, каков среднемесячный доход попрошаек и от каких факторов зависит их заработок. Результаты исследования были представлены в докладе «Влияние социально-экономических факторов на формирование доходов у люмпенизированных групп населения (на примере попрошайничества в г. Москве)» на совместном семинаре Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ.

Исследование было проведено на основе опросов 127 церковных нищих, которые были отобраны случайным образом в девяти округах Москвы в 2013 году. Стимулом к общению служило денежное вознаграждение каждого респондента в размере 50 рублей. Выбор церковных нищих не случаен: эта группа попрошаек отличается большим разнообразием представленных в ней типов людей. На паперти можно встретить молодых и старых, образованных и необразованных, москвичей и гостей столицы, безработных калек и тех, для кого попрошайничество – дополнительный приработок.

Потеря работы ведет на паперть

Первое, что было выявлено в ходе исследования: мужчин среди нищих больше, чем женщин, отметил Роман Соловьев. В случайной выборке гендерное соотношение 80 против 47. Это вполне объяснимо, отметил автор доклада: мужчинам проще существовать в маргинальной среде и добывать таким образом деньги.

Самая обширная возрастная группа – 56% – респонденты в возрасте от 40 до 59 лет, то есть, люди трудоспособного возраста. В отличие от нетрудоспособных стариков и калек мужчины «в самом расцвете сил» становятся попрошайками из-за конфликтов с окружением и потери работы. «Часто попрошайками становятся разнорабочие (более 50% от всех опрошенных – строители дворники, грузчики и пр.), приезжающие в столицу или другой город на заработки, потерявшие эту работу и не желающие возвращаться к себе домой. Таким образом, их маргинализация происходит уже в столице. Пробыв церковными нищими три года, они уже не могут интегрироваться в нормальное общество. То есть, мы имеем дело с понятием нисходящей социальной мобильности», – подчеркнул Соловьев.

По его мнению, проблема маргинализации рабочей силы в России обусловлена низким культурным и социальным капиталом малоквалифицированной прослойки рабочего класса, с одной стороны, и брешью в социальной политики государства, с другой стороны. При этом, отмечает автор исследования, большинство нищих не могут заняться никаким другим видом деятельности, поскольку не собраны, не могут ориентироваться во времени и соблюдать договоренности.

Чем моложе, тем богаче

Проведенный регрессивный анализ полученных в ходе опроса данных показал: доходы от попрошайничества характеризуются крайне высокой дисперсией. В день нищие могут получать от 40 до 4000 рублей («рабочий день» продолжается около восьми часов – 4 часа утром и 4 часа вечером во время церковных служб). В выходные и праздники заработки оказываются в 2-3 раза больше, чем в будни. Доходы от попрошайничества могут обеспечивать прожиточный минимум в Москве, равный почти одиннадцати тысячам рублей (в 2013 году), а в некоторых случаях даже превышать его вдвое.

Формирование доходов «на паперти» не подчиняется классической логике: ни наличие образования, ни стаж попрошайничества не оказывают никакого влияния на уровень заработков. Однако место деятельности и возраст с доходами коррелируют. Так, в выигрыше оказываются молодые попрошайки, занимающие места у храмов в центре Москвы или у храмов с большой проходимостью не в центре во время больших церковных праздников. Как выяснил исследователь, на окраинах люди жертвуют меньше, но чаще, а в центре – реже, но больше. В Пасху занявшие «правильные позиции» могут заработать до двадцати тысяч рублей.

В ходе регрессионного анализа были выявлены две самые высокодоходные и одна самая низкодоходная группы церковных нищих. Так, оказалось, что попрошайки в возрасте от 58,5 лет могут рассчитывать лишь на 208 рублей в день. В возрасте до 58,5 лет трудоспособные попрошайки (низшая прослойка рабочего и служащего класса, имеющая профессиональное образование) в Центральном и Восточном округах Москвы получают примерно 533 рублей в день. Средний доход нетрудоспособных нищих, имеющих постоянное место ночлега, достигает 620 рублей в день.

Таким образом, заработок маргиналов зависит в большей степени от неэкономических факторов, заключает исследователь.

Полный текст презентации «Влияние социально-экономических факторов на формирование доходов у люмпенизированных групп населения (на примере попрошайничества в г. Москве)» 

См. также:

Бедность превращается в позор
Рабочий класс больше других подвержен бедности
Россияне живут хорошо только благодаря неофициальным доходам
Семьям с детьми трудно делать сбережения
Неравенство в России растет вместе с доходами

 

27 марта, 2015 г.