• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россиян привлекает непрерывное образование

Каждый седьмой взрослый россиянин в минувшем году получал дополнительное образование, отметили замдиректора Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Николай Шугаль и старший научный сотрудник этого Центра Динара Бородина.

Доля взрослых россиян (в возрасте 25-64 лет), получавших дополнительное образование, увеличилась с 8% в 2006 году до 14% в 2014 году. Такие данные были получены в ходе опроса об участии взрослого населения в непрерывном образовании, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования Высшей школой экономики совместно с Аналитическим центром Юрия Левады осенью 2014 года.

Наиболее востребованными оказались:

  • курсы повышения квалификации (5,4%);
  • регулярные и разовые профессиональные лекции;
  • тренинги, семинары, конференции (3,9%).

В конце «рейтинга популярности» находятся относительно длительные и дорогостоящие виды обучения: МВА (0,2% ответивших), стажировки и второе высшее образование (по 0,5%).

Таблица 1. Наиболее востребованные виды дополнительного образования (в процентах от численности ответивших)

*В данном вопросе респонденты могли отметить все виды самостоятельного обучения, в которых приняли участие за последние 12 месяцев. Суммирование результатов может приводить к двойному счету и не давать 100%.

Более половины опрошенных стремились усовершенствовать знания и навыки, необходимые для своей профессиональной деятельности. Так, 10% рассчитывали, что дополнительное образование станет аргументом для повышения зарплаты, а 5,4% опрошенных надеялись таким образом повысить свой авторитет или добиться продвижения по карьерной лестнице.

В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и внутреннего регламента организации обучаются 14% опрошенных. 4,5% респондентов рассчитывают, что дополнительное образование позволит им получить работу или сменить профессию (3,4%). 5% ответивших хотят освоить дополнительные навыки для подработки в свободное время.

Примечательно, что у 55% респондентов, имеющих профессиональное образование, текущая деятельность полностью или частично совпадает с приобретенной специальностью, у 38% – не совпадает. Еще 7% затруднились с ответом. Продолжают учиться не ради денег, карьеры, повышения статуса или новой работы, а в рамках хобби 13% опрошенных. Треть – 34% тратят силы на дополнительное обучение для общего развития. А 12% – «чтобы с интересом провести свободное время».

Обучение может финансироваться как из одного источника (домохозяйство, работодатель, государство), так и из нескольких одновременно. Так, в 60% случаев при обучении по основным программам профессионального обучения финансовую нагрузку несет слушатель или его родные. В 47% случаев, за обучение платит государство, оплата со стороны работодателей незначительна. Если речь идет о программах дополнительного образования, государство платит в 50% случаев, обучение 27% респондентов финансируют работодатели, в четверти случаев расходы несут домохозяйства.

Несмотря на растущий уровень компьютеризации в стране и популярность дистанционного обучения, самой распространенной практикой самообразования остается изучение профессиональных печатных материалов (книг, журналов, тезисов и т.п.) – 12%. Самообразованием с использованием материалов из интернета в 2014 году занимались около 7,5% респондентов. Набирает популярность обучение с помощью приложений для мобильных электронных устройств (телефонов, планшетов и т.п.).

Таблица 2. Наиболее распространенные способы самообразования (в процентах от численности ответивших)

*В данном вопросе респонденты могут отметить все виды самостоятельного обучения, в которых приняли участие за последние 12 месяцев. Суммирование результатов может приводить к двойному счету и не давать 100%.

Комментирует замдиректора Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Николай Шугаль:

Показатели, полученные в ходе обследования 2014, могут несколько занижать реальные показатели. Это связано с тем, что несмотря на разъяснения интервьюеров, большинство россиян считает, что обучение, про которое их спрашивают, подразумевает наличие подтверждающего документа. Однако понятие обучения в течение всей жизни более широкое и включает все виды деятельности, связанные с расширением, углублением знаний. Зачастую производственные совещания, конференции, на которых происходит обмен опытом, выработка новых решений воспринимаются как текущая деятельность. Зарубежные коллеги обосновано учитывают такую деятельность как обучение.

Как свидетельствует практика, в условиях кризиса самыми эффективными оказываются вложения в интеллектуальный и профессиональный капитал. Однако организации активно сокращают свои расходы, в том числе и на обучение работников. В такие периоды специалисты лично заинтересованы в повышении профессиональной квалификации, расширении профессиональных навыков, увеличении своей конкурентоспособности.

Мы предполагаем, что в сегменте дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в ближайшее время будет происходить увеличение спроса. Однако финансирование обучения со стороны бизнеса будет сокращаться и возрастать со стороны домохозяйств.

Более того, в рамках складывающейся экономической ситуации, нацеленности на импортозамещение, восстановление и развитие отечественного производства, мы ожидаем изменения структуры спроса на образовательные программы в сторону прикладных специальностей.

Полный текст презентации «Мониторинг экономики образования» 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 25 марта, 2015 г.