• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стартаперов мотивируют интересные задачи и комфортная среда

Сотрудники компаний-стартапов должны быть заинтересованы в их процветании морально и материально. Только тогда бизнес будет расти и успешно развиваться. Повышению мотивации работников способствуют не только премии и бонусы, но и участие в капитале компании, признание достижений, профессиональный рост и гибкий график работы. Но главным стимулом является интерес к решению новых задач и гордость за хорошо выполненную работу, выяснила в ходе исследования доцент кафедры общего и стратегического менеджмента НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) Ольга Гапонова.

Молодые, динамично растущие инновационные компании (стартапы) представляют особенную ценность для экономики любой страны. Чем больше их, тем более позитивно оценивается будущий экономический рост и процветание общества в целом.

Инновационная активность может принимать разные формы, и основой стартапов могут быть не только технологические или продуктовые инновации, но и новые маркетинговые и управленческие решения. Деятельность таких компаний рискованна, и их успех на рынке практически полностью зависит от эффективной работы сотрудников. Следовательно, кадровый вопрос для стартапов оказывается одним из главных.

Ольга Гапонова решила выяснить, каковы основные принципы управления персоналом в молодых инновационных компаниях, а также определить основные виды мотивации сотрудников, дающие наилучшие результаты.

Для этого было проведено эмпирическое исследование посредством анкетирования 498 основателей и рядовых сотрудников пятидесяти стартовых проектно-инновационных команд, представлявших свои проекты на XI Российской ярмарке «Российским инновациям – российский капитал».

В рамках исследования был проведен анализ мотивационных систем, применяемых в современных российских инновационных стартапах. В частности, были проанализированы используемые в организациях способы мотивации сотрудников, степень их удовлетворенности применяемыми методиками, а также определены предпочтения персонала в выборе желаемых способов стимулирования. Результаты исследования легли в основу статьи «Система мотивации персонала как инструмент внутрифирменного планирования в инновационных компаниях ранних фаз развития».

Интерес к работе – основа эффективности

Нематериальные стимулы повышения эффективности работы сотрудников стартапов во многом являются более эффективными, чем материальные, выяснила автор исследования. Деньги, выгода, комфорт и тому подобное являются «гигиеническими» факторами – их отсутствие вызывает неудовлетворенность, однако они не могут заставить людей полюбить свою работу и дать им необходимые внутренние стимулы. Что действительно может дать такие стимулы, так это ощущение значительности достигнутых результатов, гордость за хорошо выполненную работу, более высокая ответственность, продвижение по службе и профессиональный рост – все то, что обогащает работу.

Среди нематериальных видов стимулирования персонала наиболее распространенными сегодня являются мотивирование интересной работой (используют 67% стартапов), демократический стиль управления (55%), сильная корпоративная культура (46%) и участие в проектных совещаниях (40%).

Результаты опроса Гапоновой показали, что сотрудникам стартапов импонирует открытость и комфорт на работе («ощущение как дома»), простота общения с руководством, признание успехов и даже конструктивная критика. Стимулом к покорению новых вершин часто оказывается не внешняя, а внутренняя мотивация – решение сложной задачи, которую служащий взял на себя. Для 95% сотрудников стартапов удовлетворение на рабочем месте – основная мотивация к хорошему исполнению своих обязанностей, а вознаграждение и признание имеют вторичное значение.

Большая свобода в принятии решений и свобода выбирать время начала и окончания работы также относятся к нематериальным стимулам, которые часто используются в молодых предприятиях и противопоставляются материальному стимулированию.

Большим потенциалом в области мотивации обладает внедрение системы наставничества, которую хотели бы применять 74% всех опрошенных, но применяют на практике только 16%, утверждает Гапонова.

Акционеры увеличивают производительность труда

Несмотря на то, что моральное удовлетворения в ряде случаев «перевешивает» материальное, сбрасывать со счетов финансовые формы мотивации автор исследования считает неправильным. Чтобы сотрудник работал с большим энтузиазмом, оплата его труда привязывается к результатам деятельности. Для этого зарплата делится на две части: фиксированную и переменную составляющую (не более 50% от суммы выплат), зависящую от личного вклада в инновационное развитие и рост компании.

Переменная составляющая подразумевает различные формы вознаграждения: премию, бонусы, выходные пособия, льготы. В качестве материальных стимулов также может использоваться предоставление служебного автомобиля или корпоративного такси, подарки, оплата членства в клубах и ассоциациях и пр.

Анкетирование сотрудников стартапов также показало: одним из наиболее эффективных видов мотивации является участие служащих в прибыли или капитале предприятия. Становясь акционерами своей компании, они становятся лично заинтересованными в результате своей деятельности. Интересы основателей предприятия и служащих, таким образом, становятся общими.

Харизма руководителя увеличивает шансы на успех

Автор исследования подчеркивает: самое важное в выборе мотивации – знать, что из себя представляют участники команды стартапов. Многие проекты «разваливаются» именно из-за того, что молодой руководитель не знает, как и чем заинтересовать своих работников. В связи с этим важно понимать, имеется ли у сотрудника мотивация на развитие и как он себе это представляет, есть ли у него установка на карьерный рост, или же в его понимании рост – это только повышение зарплаты и статуса.

При этом, чтобы достигнуть эффективной мотивации, цели не должны задаваться основателем единолично, они должны быть согласованы со служащими, быть измеримыми и прозрачными, а с точки зрения служащих – реалистичными и достижимыми.

Отношение к проекту также зависит от личности его основателя. Некоторые основатели способны вызвать у участников команды такую преданность, что они последуют за ним хоть на край земли, не обращая внимания на рискованность проекта, заключает Гапонова.

См. также:

Тревожность сотрудников вредит компании
Гонка за успехом ведет к эмоциональному выгоранию
Успех бизнеса зависит от мотивации сотрудников
Привязанность к начальнику полезна компании
Топ-менеджерам в России не хватает коучинга

 

18 марта, 2015 г.