• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общению нужно учиться

Студенты с международным опытом имеют преимущества при поиске работы и успешнее общаются с людьми. Университетам, заинтересованным в успешной карьере своих выпускников, нужно усилить интернационализацию обучения, пишет британский эксперт по международным программам вузов Элспет Джонс в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».

«Знаниями обладает, но общаться в коллективе не умеет», - такова суть весьма распространенной претензии работодателей к сотрудникам-неофитам, вчерашним студентам (см. статьи «Молодые кадры не умеют общаться» и «Требования к навыкам персонала можно стандартизировать»). Нередко бывает, что выпускник университета подготовлен неплохо, но работает без особого успеха, поскольку не умеет ладить с коллегами и начальством.

Между тем, компании и корпорации ищут людей с развитым «социальным интеллектом», готовых к самосовершенствованию. Под «социальным интеллектом» подразумевается умение взаимодействовать с людьми, работать в команде, проявлять гибкость, способность решать проблемы, гасить конфликты и вести переговоры.

Вузы должны обучать и этим навыкам тоже, убеждена почетный профессор по интернационализации высшего образования Городского университета Лидса Элспет Джонс. Игнорируя пожелания работодателей по поводу коммуникативных компетенций кандидатов, университеты тем самым подводят своих студентов, подчеркивает эксперт в статье «Трудоустройство выпускников и интернационализация учебных планов», опубликованной в «Международном высшем образовании» (зима 2015).

Между тем, проверенный рецепт развития «социального интеллекта», отмечает Джонс, – это интернационализация обучения. Нужно использовать весь спектр международных образовательных программ – от виртуальных курсов на иностранном языке и обучения в университете бок о бок с зарубежными студентами (так называемая «домашняя интернационализация») и до стажировок за рубежом, обмена учащимися. Студентам важно погрузиться в мультикультурную среду, увидеть калейдоскоп мнений и жизненных практик, убеждена эксперт.

Чужая среда учит общаться

Даже непродолжительная учеба за рубежом может оказаться полезной для совершенствования коммуникативных компетенций. Ряд исследований в разных странах доказал, что, оказавшись в ином культурном контексте, студенты могут пересмотреть свои представления, научиться лучше понимать других людей, подчеркивает Джонс. В конечном счете, благодаря такой «привычке к плюрализму» у учащихся оказывается больше возможностей для личностного роста, они уверены в своих силах и более эффективны, утверждает эксперт.

С другой стороны, очевидно, что интернационализация обучения и межкультурализм – «императивы» глобализации. Значит, умение рассматривать локальные вопросы в глобальном контексте и, наоборот, оценивать влияние глобальных проблем на личную и профессиональную жизнь должно быть обязательным для каждого выпускника, полагает исследователь.

Для университетов «императивом» должна быть организация разнообразных международных программ.

«Домашняя интернационализация» – тоже тренинг общения

До студентов не доносят всю значимость международного опыта обучения, убеждена автор статьи. Их не стимулируют принимать участие в обменах и не объясняют, какие коммуникативные «дивиденды» принесло бы обучение за рубежом. Однако это недоработка не только университетов. Важность интернационализации не осознали до конца и работодатели. Да и «на институциональном уровне наличие связи между опытом обучения за границей и готовностью к выходу на рынок труда пока не нашло широкого признания», добавляет исследователь.

Университетам в этом смысле нужно менять мышление, интернационализироваться активнее, пишет Джонс. И в вузах уже есть стартовые условия для этого: социальное многообразие, множество мировоззрений и мультикультурализм. Большинство университетов принимают людей разных религиозных воззрений, представителей этнических и других меньшинств; в вузах учатся студенты с разными физическими возможностями. Это равенство доступа к образованию само по себе способствует развитию межкультурных компетенций молодых людей.

Студенты могут также участвовать в международных волонтерских проектах, оказывать помощь людям из групп риска – наркоманам и бездомным, поддерживать сирот, беженцев и инвалидов. Ясно, что такая работа также развивает коммуникативные навыки. Однако для того, чтобы обеспечить студентам полноценный международный опыт, университетам нельзя ограничиваться только «домашней интернационализацией».

Международность и мультикультурное взаимодействие должны войти для вузов в число таких аксиоматических ценностей, как равенство и многообразие. Выработка межкультурных компетенций должна стать обязательной частью учебной программы и не может ограничиваться зарубежными стажировками.

Кроме того, интернационализация должна затрагивать всех студентов, а не только тех, чьи семьи могут платить за поездки за границу. Это шаг к созданию более справедливого общества, заключает Элспет Джонс.

См. также:

Вузам необходима международная интеграция
Молодые кадры не умеют общаться
Бизнес займется подготовкой кадров
Онлайн-курсы усиливают эффект глобализации

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 12 марта, 2015 г.