• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Социально-психологический капитал поможет сплотить общество

В то время как европейские лидеры признают провал политики мультикультурализма, ученые стремятся разработать модели социальной интеграции. Один из факторов, способствующий объединению представителей разных этнических групп – социально-психологический капитал личности, утверждает доцент департамента психологии, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ Александр Татарко в своей книге «Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе».

Социально-психологический капитал личности (СПКЛ) – новое понятие в современной психологии. В монографии Александра Татарко, выпущенной издательством «Институт психологии РАН» (2014), впервые предлагается трактовка этого понятия. «Фактически СПКЛ – это ресурс определенных социально-психологических отношений, которые лежат в основе социальной интеграции», – поясняет автор.

Автор проанализировал структуру социально-психологического капитала, его соотношение с другими формами капитала и связь с социально-экономическим поведением личности, например, с предпринимательским. Материалы монографии основаны на исследованиях российского общества, проведенных в период с 2005 по 2012 годы*. Ученые опросили свыше восьми тысяч респондентов в возрасте от 18 до 60 лет. Опросы проводились в центральных регионах России, республике Башкортостан и в республиках Северо-Кавказского федерального округа.

Акцент в книге сделан на исследовании СПКЛ в условиях полиэтничности. По данным ООН, РФ находится на втором месте после США по количеству инокультурных мигрантов. Согласно переписи 2010 года, на территории России проживали представители 194 народов и этногрупп, говорится в монографии. «Полиэтничность российского общества – фактор, который делает возможным исследования влияния социально-психологического капитала на процессы общественной интеграции», – отметил Татарко.

Соотношение двух капиталов

Капитал – это один из видов ресурсов (помимо труда, земли, предпринимательских способностей, информации, то есть знаний), влияющих на экономическое и общественное развитие. В научных исследованиях фигурируют такие формы капитала, как финансовый, физический, человеческий, культурный и социальный. В социальной психологии ученые используют концепцию социального капитала, в который чаще всего включаются такие характеристики групп и обществ, как различные виды доверия, определенные социальные нормы, социально-политическая активность, включенность в деятельность различных организаций.

Однако, как отмечает Александр Татарко, теория социального капитала сталкивается внутренними противоречиями. В частности:

  • высокая этническая гетерогенность, приток мигрантов, согласно одним данным, могут снижать доверие в обществе, сплоченность общества и его политическую стабильность, а согласно другим данным, не оказывают значимого влияния на доверие и сплоченность общества, но могут способствовать его развитию;
  • доверие и социальная сплоченность связаны с уровнем социально-экономического развития стран, но на уровне отдельных регионов внутри страны такая связь не всегда обнаруживается.
  • общества, в которых люди больше доверяют друг другу, являются более сплоченными, успешными и конкурентоспособными по сравнению с обществами, в которых люди склонны меньше доверять окружающим, однако, готовность доверять другим людям для отдельной личности не всегда является условием ее успеха;
  • высокая плотность социальных связей, включенность людей в большое число групп и организаций являются важными условиями социально-экономического и социально-политического развития обществ, однако, высокая социальная активность требует от индивида определенных затрат на поддержание социальных связей, что не всегда оказывается для него благоприятным.

Также существуют внутренние противоречия в индикаторах социального капитала. «Например, институциональное доверие и готовность к участию в протестных акциях являются показателями социального капитала, хотя они находятся в отношениях логического противоречия», – отметил автор.

Модель социально-психологического капитала, которую предлагает Александр Татарко, помогает разрешить такие противоречия. По сути СПКЛ является психологической основой социального капитала общества. «Это системно организованный и сбалансированный ресурс социально-психологических отношений личности к обществу в целом и к своему непосредственному окружению, основанный на доверии и способствующий повышению субъективного благополучия и адаптированности личности в обществе», – отмечает автор. Чтобы социальный капитал общества был высоким, необходимо, чтобы большинство людей в обществе обладали высоким социально-психологическим капиталом.

Предложенная модель СПКЛ в поликультурном обществе включает некоторые индикаторы, входящие в структуру социального капитала, но оцениваемые на индивидуальном уровне, например, определенные виды доверия, а также ряд индикаторов, не входящих в структуру социального капитала, например, толерантность к этническому многообразию или гражданская идентичность.

Связь этнической принадлежности и СПКЛ

Чтобы понять, как социально-психологический капитал действует в условиях поликультурности, необходим его кросс-культурный анализ. В книге он представлен. Исследование показало, что практически по всем компонентам СПКЛ наблюдаются статистически значимые межэтнические различия. Наиболее заметные различия выявлены между этническими группами ЦФО и республикой Башкортостан, с одной стороны (где наиболее высокий уровень выраженности гражданской идентичности) и населением республик СКФО, с другой стороны (где выше уровень микросоциального доверия).

Также автор рассматривает взаимосвязь ценностей и СПКЛ представителей различных этнических групп. В частности представлено влияние четырех ценностных оппозиций (в рамках теории ценностей Ш.Шварца) на доверие, гражданскую идентичность и воспринимаемый социальный капитал, а также взаимосвязь 19 ценностей (в рамках той же теории) и СПКЛ.

В исследовании показано, что индивидуальные ценности связаны с социально-психологическим капиталом личности. Доля дисперсии социально-психологического капитала, объясняемая индивидуальными ценностями, колеблется от 8% до 32% по разным компонентам социально-психологического капитала в разных этнических группах. В исследовании показано, что одни и те же ценностные ориентации могут быть противоположным образом связаны с составляющими социально-психологического капитала у представителей разных этнических групп (в частности, у русских и чеченцев).

Помимо всего прочего в книге представлены такие темы, как, например, психологическое чувство общности и социальный капитал; СПКЛ как фактор успеха при открытии нового бизнеса и СПКЛ и удовлетворенность жизнью.

*Исследование проведено в Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований (МНУЛ СКИ) НИУ ВШЭ

См. также:

Миграция в села носит материалистический характер
Счастье связано с доверием к коллегам и соседям
Сегрегация ведет к снижению доверия в обществе
Принимающая страна влияет на ценности мигрантов

 

Материалы по теме

Подозрительный чужой

Как эмансипация способствует развитию доверия к незнакомцам

Почему в России не верят бизнесменам

Население признает пользу от предпринимателей, но уровень доверия к ним остается низким.

Научный прогноз на 2017 год: нейролингвистика

В 2017 году нас ждет дальнейшее прикладное развитие нейролингвистики: стандартизированные тесты, определяющие речевые дефициты, совместная работа нейролингвистов и хирургов, появление новых нейролингвистически ориентированных терапевтических исследований с использованием различных нейровизуализационных методов.

Девять самых неожиданных научных открытий года

Еда помогает демократии, а высокие цены — власти.

Почему растет подростковая агрессия

В подростковом коллективе издевательства и оскорбления должны встречать осуждение. Иначе агрессор набирает популярность и навязывает свой стиль поведения остальным.

Как знание иностранных языков влияет на работу мозга

Чем больше иностранных языков учат люди, тем лучше их мозг усваивает получаемые в процессе обучения данные, выяснили ученые