• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузам необходима международная интеграция

Интеграция в международное образовательное поле вошла в планы развития многих университетов. В то же время ее стратегии и критерии оценки разработаны лишь в небольшом числе вузов, отметили голландские эксперты по международной деятельности вузов Адинда ван Гален и Рената Гилесен в статье в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».

«Голландские уроки для российских вузов» – так можно назвать статью исследователей. Проблемы встраивания в международное образовательное пространство, рассматриваемые ими, характерны для многих стран, в том числе для России. Интернационализация высшей школы стала почти мантрой в крупных университетах, однако содержание этого понятия до сих пор не всегда ясно даже ее основным «проводникам» – преподавателям и университетскому топ-менеджменту.

Эксперты голландской организации по международному сотрудничеству в сфере высшего образования Nuffic Адинда ван Гален и Рената Гилесен провели исследование вузов с точки зрения их международной работы. Анализ стратегических документов 54 голландских институтов, получающих госфинансирование, показал, что работники высшей школы нередко не ориентируются в том, как происходит интеграция в международное образовательное пространство. А сами университеты обращают мало внимания на переподготовку преподавателей в соответствии с «императивами» существования в глобализованном мире, отметили эксперты. Их статья «Домашняя интернационализация: голландский подход» опубликована в журнале «Международное высшее образование».

Интернационализация остается прожектом

Международная мобильность и «домашняя интернационализация» (активная международная деятельность в рамках самого вуза) – две стороны одной медали. Так или иначе, нередко их взаимосвязь остается не проясненной, а «домашняя интернационализация», по мнению исследователей, зачастую недооценивается, хотя это довольно очевидный путь к мультикультурализму и международному взаимодействию. В университетах Голландии, по оценке ван Гален и Гилесен, внутренней интернационализации уделяется мало времени, финансов и усилий. В итоге международная деятельность вузов оказывается менее успешной.

При этом в планах развития голландских университетов значатся многие ключевые направления «домашней интернационализации». Это, например, приглашение зарубежных преподавателей, участие в международных проектах, разработка образовательных модулей по межкультурным компетенциям, установка на плюрализм – освещение спектра разных взглядов на одни и те же проблемы. Тем не менее, нередко эти ориентиры остаются лишь благими пожеланиями. Дело отчасти в том, что вузы мало работают с преподавателями по части формирования межкультурных навыков, поясняют эксперты.

Научить педагогов мыслить «глобально»

В «глобальном» мире нужно существовать по правилам мультикультурализма. Тем не менее, констатируют авторы статьи, преподаватели порой испытывают трудности в применении мультикультурного подхода к обучению, хотя, казалось бы, предлагаемые обстоятельства – международный состав студентов – явно требуют соответствующих умений.

Вывод ясен: и педагогов, и администрацию вузов нужно активнее готовить к международной работе. Более того, «домашняя интернационализация» должна стать обязательной частью программ переподготовки преподавателей, указывают исследователи. Кстати, в некоторых вузах уже появились тематические модули в рамках повышения квалификации педагогов. Возможно, аккредитационным центрам даже стоит ввести новую квалификационную категорию в области интернационализации, считают ван Гален и Гилесен.

Мультикультурализм должен встроиться в сами программы

Современным студентам необходимы межкультурные компетенции: они содействуют социализации и успеху в карьере. Для этого нужно ввести интернационализацию в институциональные рамки, полагают эксперты. Так, стоит включить модули по развитию межкультурных навыков в образовательные программы, убеждены ван Гален и Гилесен.

Оценку уровня владения этими компетенциями тоже нужно институционализировать. При этом государство должно, скорее, ориентировать университеты, чем ограничивать их некоей единой стратегией. В этом вузы должны обладать существенной степенью свободы, комментируют исследователи. Это позволит руководителям образовательных программ экспериментировать и находить оптимальные решения для интернационализации конкретных учебных курсов.

См. также:

Онлайн-курсы усиливают эффект глобализации
Успешные вузы не боятся трансформаций
Вузы приходят в упадок из-за сопротивления переменам
Новые технологии изменят университеты
Глобализация вузов модернизировала экономику Китая

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 2 марта, 2015 г.