• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общение снижает степень стресса преподавателей вузов

Уровень профессионального стресса преподавателей российских вузов и степень их удовлетворенности работой во многом зависят от нематериальных факторов. Речь о хорошей коммуникации с коллегами и руководством, возможности влияния на них и участия в принятии важных решений, касающихся жизни университета, выяснили стажер-исследователь Лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Ирина Давыдова и младший научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ Яна Козьмина, работавшие над российской частью международного проекта Changing Academic Profession.

Низкая степень профессионального стресса и невысокая удовлетворенность работой – такова формула самоощущения российских преподавателей вузов, выведенная в ходе исследования Changing Academic Profession (CAP; «Динамика академической профессии»). Такова же ситуация в Германии, Аргентине и ЮАР.

Во всех четырех странах на уровень стресса педагогов и их отношение к работе влияет доступность материальных ресурсов: своего собственного кабинета, аудиторий, оборудования, ассистентов. Отличие России от остальных стран этой группы в том, что для ее преподавателей оказалась особенно важна нематериальная мотивация: контакт с коллегами и начальством, потенциал влияния на коллектив и информированность о деятельности вуза.

Кроме того, на уровень стресса и удовлетворенность работой влияет семейный статус. Педагоги с детьми испытывают на себе гораздо большее давление: хотя у них меньше времени на выполнение рабочих обязанностей, начальство спрашивает со всех одинаково.

К таким выводам пришли Ирина Давыдова и Яна Козьмина в статье «Профессиональный стресс и удовлетворенность работой преподавателей российских вузов», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» №4 за 2014 год.

Основой статьи стали два проекта: CAP и «Международное сопоставительное исследование института контрактных отношений «учебное заведение – преподаватель – ученик» в российских и зарубежных вузах и школах», выполненное в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Changing Academic Profession охватило 20 стран. Российская выборка составила 1623 человека из 25 государственных вузов, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Нижегородской, Новосибирской, Самарской, Свердловской, Ростовской и Томской областях и в Приморском крае.

Чем меньше ресурсов, тем выше стресс

Уровень профессионального стресса и удовлетворенность педагога работой, по мнению многих экспертов, определяется тремя группами факторов:

  • это условия учебного заведения;
  • профессиональные качества преподавателя;
  • социально-демографические характеристики педагога.

Под условиями подразумеваются требования к педагогам и ресурсы, которые предоставляет им вуз для работы. Не исключено, замечают авторы статьи, что влияние этой группы факторов на российских преподавателей в последнее время усиливается. Это связано с переходом на новую систему оплаты труда и с повышением требований к научной продуктивности. Под ресурсами понимаются обстоятельства, позволяющие сократить затраты на выполнение рабочих задач и стимулировать личное развитие. Большой расход времени и сил на тот или иной вид работ повышает уровень стресса. Переживания вызывает и нехватка времени на изучение новых публикаций.

Личные профессиональные данные, влияющие на уровень стресса и отношение к работе, – это «резюме» преподавателя: стаж, должность, оклад. Неопытным сотрудникам сложнее: для них все внове, и, помимо рабочих задач, нужно налаживать контакты в коллективе, планировать карьеру и пр.

В CAP уровень стресса и удовлетворенности работой оценивался по пятибалльной шкале, где один балл присваивался максимальному показателю в той и другой номинации.

В зависимости от набранных «очков» исследователи с помощью кластерного анализа разделили все страны на четыре группы. Вышло четыре комбинации: слабый стресс при высокой удовлетворенности работой, сильный стресс и высокая удовлетворенность, слабый стресс и низкая удовлетворенность и сильный стресс и низкая удовлетворенность работой.

Больше всего оказалось стран с благоприятным сочетанием: низкий стресс плюс высокая удовлетворенность работой. Это, например, Канада, Финляндия, Гонконг, Италия, Бразилия.

Рисунок 1. Группы стран, различающиеся показателями уровня стресса и удовлетворенности работой у преподавателей вузов.

Источник: данные исследования CAP.

Педагогов мотивирует сознание своей значимости

Россия оказалась в группе стран со слабым стрессом преподавателей и низким уровнем удовлетворенности работой. В той же группе находятся Германия, ЮАР и Аргентина. При этом у каждой из этих стран, несомненно, есть свои нюансы. Так, для Германии характерна дифференциация: для преподавателей на высоких должностях более значимы ресурсы поддержки (персонал для необходимых работ), а для педагогов на более низких позициях важны оснащение кабинета и аудитории.

В России стресс и удовлетворенность работой связаны со всеми видами ресурсов, кроме библиотек, выявили Давыдова и Козьмина. Среди таких ресурсов – учебные аудитории, лаборатории, оборудование, кабинет, услуги связи, персонал по поддержке преподавания и научной работы и, разумеется, финансирование науки.

Отличие России от остальных стран группы состоит в том, что особое значение для ее преподавателей имеют субъективные факторы.

Во-первых, это ощущение «собственной влиятельности» на кафедре.

Во-вторых, это профессиональные коммуникации, общение в коллективе. Коллегиальность в принятии решений и адекватное взаимодействие преподавателей и руководства вуза повышают удовлетворенность работой и уменьшают уровень переживаний, то есть ведут к оптимальной психологической комбинации.

«Нематериальные ресурсы, такие, как потенциал власти и возможности межличностной коммуникации, оказывают влияние одновременно на стресс и на удовлетворенность работой только в России, – уточняют авторы статьи. – В других странах они не связаны со стрессом и в редких случаях связаны с удовлетворенностью работой».

Любопытно, что в России стресс и удовлетворенность работой не связаны с должностью, зарплатой и стажем работы. В Германии же и Аргентине такая корреляция существует.

Женщинам-преподавателям сложно вдвойне

Социально-демографические характеристики российских педагогов также значимы для их самоощущения. Так, женщины испытывают более сильный профессиональный стресс и меньше мужчин довольны работой.

Преподаватели с детьми также больше страдают от стресса. Они оказываются в цейтноте, разрываясь между домом и работой, у них меньше времени на выполнение профессиональных обязанностей. При этом руководители не склонны делать скидку на семейное положение.

Преподавателям больше нравится заниматься наукой

Исследователи подробно рассмотрели и группу стран с сочетанием низкого стресса и высокой удовлетворенности работой. Оказалось, что педагоги больше довольны тогда, когда ассоциируют себя с наукой, а не с преподаванием. Ясно, что высокая оценка финансирования научной деятельности также снижает стресс и повышает удовлетворенность работой (особенно отрадна для преподавателей ситуация, когда вложения в науку поступают из средств вуза и государственных научных фондов).

В этой группе стран больше довольны работой и те респонденты, которые не считают требования научной продуктивности, определяемые вузом, угрозой качеству научной работы.

И, наконец, чем выше преподаватели оценивают ресурсы инструментов и вспомогательного персонала, предоставляемые вузом, тем выше их удовлетворенность работой и ниже стресс. Все эти факторы могли бы поднять мотивацию и у российских педагогов, считают Ирина Давыдова и Яна Козьмина.

См. также:

У ученых должно быть больше причин заниматься наукой
Учителя ждут улучшений условий труда
Вузы приходят в упадок из-за сопротивления переменам
Вузам придется повышать мотивацию сотрудников
Конкурирующим лабораториям нужна кооперация
Поддержки заслуживают не только элитные университеты
Новые технологии изменят университеты

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 2 марта, 2015 г.