• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Народную культуру сохраняет интеллигенция

Патриархальная народная культура и в наши дни может стать основой коллективной идентичности, базой сплочения людей по ценностям и интересам. Об этом свидетельствует опыт фольклорного движения в России. Оно объединило  представителей городской интеллигенции, пытающихся сохранять и популяризировать аутентичное народное творчество, рассказали старший преподаватель кафедры общей социологии НИУ ВШЭ Ростислав Кононенко и магистрант НИУ ВШЭ Евгения Карпова на конференции по социологии в Высшей школе экономики.

Фольклорное движение основано на культурной памяти, которая используется в современных практиках, – так эксперты определяют суть этого явления. Фольклористы – преимущественно интеллигентная молодежь из города – несут в массы подлинные народные произведения, которые собирают в экспедициях.

В фольклорном движении сильна этнографическая составляющая – члены сообщества изучают разные стороны народного творчества, в том числе обряды и костюмы. Определенную роль играет и история, хотя в меньшей степени, чем, например, в сообществах реконструкторов и исторических клубах. И, наконец, ценностными опорами фольклорного движения служат крепкие семейные связи, почтение к старшим и доверие, выражающееся, в том числе, в семейно-дружественном стиле общения в рамках сообщества.

По сути, все это установки общинной жизни, существования в тесном сообществе, считают Ростислав Кононенко и Евгения Карпова. Их доклад «Фольклорное движение как поле социокультурной сплоченности», состоявшийся на ежегодной конференции «Социология и естествознание: междисциплинарные подходы к изучению социальной реальности» в НИУ ВШЭ, включает результаты качественного исследования, охватившего три региона России. Они провели 15 интервью с представителями фольклорного движения.

Фольклористы придерживаются многовековых ценностей

Молодежное фольклорное движение возникло в стране полвека назад в связи с ростом интереса к народной культуре, напомнили докладчики. Участники движения ставили целью собрать и реанимировать аутентичные произведения народного творчества (песни, танцы и пр.), закрепить их в коллективной памяти как этнографические артефакты. Фольклористы изначально противопоставляли себя «официозу» – многочисленным ансамблям, композиторам и исполнителям, которые стилизовали свои произведения под народные, а по сути, реализовывали госзаказ на «народность» и «массовость».

Современные фольклористы, как и их предшественники, стараются воспроизвести модель патриархальной деревенской культуры, опирающейся на жизнь в общине. Такое кредо и образ жизни предполагают ориентацию на крепкие семейные ценности, возрастную иерархию внутри семьи и межличностное доверие.

Показательно, что эти установки воспроизводятся не только в «фольклорной» жизни (состоящей из репетиций, концертов, фестивалей, других выступлений), но и в реальной, отметили исследователи. Члены сообщества рассказали, что исповедуют сходные убеждения, тесно общаются, дружат друг с другом. Таким образом, основой их сплоченности стали общие ценности, а не только профессиональные интересы, подчеркнули авторы доклада.

Тренд последних 10-15 лет – консолидация участников движения, в том числе, на основе веры. По оценкам самих фольклористов, сегодня воцерковлена существенная часть их единомышленников.

Участники сообщества соблюдают субординацию

У фольклорного движения, по данным Кононенко и Карповой, нет географических рамок. Сами респонденты отмечали, что единомышленники у них есть во многих городах.

При этом коллективы фольклористов зачастую построены по иерархическому принципу. Однако субординация может быть выражена в очень разной степени. В некоторых ансамблях устройство весьма демократично – члены сообщества могут сами выбирать репертуар (руководитель есть, но, по оценкам респондентов, его лидерство – отчасти формально). Такие участники движения, по мнению исследователей, склонны несколько романтизировать свое сообщество.

В других коллективах есть четкая ориентация на руководителя и «старожилов» движения. Бывает и иерархия между ансамблями – ведущий и несколько подчиненных коллективов.

Народность ведет не к национализму, а к мультикультурализму

Фольклорное движение сфокусировано на национальной культуре, что сближает его с этническими группами, считают исследователи. Однако, в отличие от разнообразных националистических течений, оно отмежевывается от нетолерантности. Контакты с националистическими объединениями обычно заканчиваются разрывом с ними, выяснили докладчики. Во всяком случае, в рамках фольклорного движения не принята дискриминация по национальному признаку.

Фольклористы, напротив, активно участвуют в разнообразных этнографических фестивалях, тем самым признавая ценность мультикультурализма, резюмировали авторы доклада.

См. также:

Россиян привлекают города-миллионники
Миграция в села носит материалистический характер
Российские экопоселения – эскапизм, а не образец будущего
Москвичи привязаны к своему району
Полноценной жизнью живут не только столицы

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 17 февраля, 2015 г.