• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Системе госзаказа нужны индикаторы коррупции

В настоящее время нет общепринятых методик, с помощью которых можно измерить уровень коррупции в системе госзакупок. Между тем коррупция в этой сфере – один из факторов, негативно сказывающихся на развитии российской экономики. Сотрудники Лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Анна Бальсевич и Елена Подколзина по результатам исследования разработали систему индикаторов, которая может помочь выявлению и измерению коррупции в системе госзаказа.

Для целей своего исследования Анна Бальсевич и Елена Подколзина создали базу данных, позволяющую сравнить все госзакупки бензина в одном из российских регионов в 2011-2013 годах. База собрана на основе информации о закупках, представленной на официальном сайте. В результате получилось 413 кейсов, демонстрирующих процесс реализации бензина публичным учреждениям через бензозаправочные станции.

Альтернативный подход

На международном уровне существует два наиболее известных и признанных субъективных индексов восприятия коррупции – индекс восприятия коррупции Transparency International (TI) и Рейтинг контроля коррупции Всемирного Банка (ВБ). Однако индексы ТI и ВБ позволяют увидеть картину коррупции лишь на страновом уровне. Понять, какова ситуация на уровне отдельных регионов с их помощью невозможно.

В теоретическом обзоре исследования представлены примеры авторских индексов измерения коррупции. Так один из них связан с выявлением коррупционного поведения через уход от налогов (работы Фисмана (Fisman) и его соавторов). Напрямую, уход от налогов не является коррупцией, но может косвенно свидетельствовать о коррупционных нарушениях.

В исследовании Бальсевич и Подколзина использовали собственный авторский подход, который может быть полезным в создании измерителей коррупции в системе госзаказа. Несмотря на то, что законодательство о госзаказе с 2006 года неоднократно корректировалось именно с целью борьбы с коррупцией, этого оказалось недостаточно, чтобы сфера госзакупок стала конкурентной. Помимо законодательных мер необходимы методики, которые позволяли бы понимать, насколько эти меры работают.

Порочные практики системы

Под коррупцией в системе госзаказа, в рамках исследования, понимаются действия заказчика, направленные на получение личной выгоды, например, в ходе процедуры отбора частных компаний для заключения контрактов или непосредственно при выполнении контрактов.

Последствия коррупции в системе госзаказа очевидны. Добросовестные поставщики, которые могли бы предоставить качественные услуги, исключаются из процесса, а потребители получают товары и услуги плохого качества, которые могут быть также и опасными (например, недобросовестная фирма-застройщик для строительства здания закупает и использует материалы наихудшего качества, что не способствует безопасности возводимого объекта). В результате, как отмечают другие исследователи, занимающиеся темой коррупции в сфере госзаказа, например, Монте и Папаньи (Monte&Papagni), «этот вид коррупции имеет прямой негативный эффект на долгосрочные возможности экономического роста, потому что государство предлагает ограниченные возможности для развития бизнеса».

Получившиеся индикаторы

Подколзина и Бальсевич выделили три основных этапа процесса госзаказа, в которые встраиваются коррупционные практики. Первый этап связан с подготовкой процедуры, к которой относится выдвижение заказчиком условий тендера, второй этап – непосредственно выбор победителя и третий – подписание контракта.

Что касается непосредственно получившихся индикаторов, то они разбиты на группы. Первая группа относится к установлению стартовой цены закупок. Два фактора, по мнению авторов, могут свидетельствовать о возможной коррупции. Если заказчик устанавливает начальную цену не по минимальному коммерческому предложению, или если фирма, которая прислала коммерческое предложение, участвовала в процедуре и получила контракт. «Заказчик, чтобы установить начальную цену, отправляет запрос в несколько компаний – по какой цене они готовы были бы выполнить контракт или иногда просто с их сайта цену берет. Начальная цена устанавливается из ответов фирм на эти запросы. Это так называемые коммерческие предложения», – поясняет Анна Бальсевич.

Вторая группа индикаторов свидетельствует непосредственно о возможном ограничении конкуренции. Например, когда по условиям контракта большое количество работы должно быть сделано в нереально короткое время. Это означает, что заказчик уже выбрал поставщика, который начал работать по контракту до его заключения. Также о наличие коррупции может свидетельствовать разрыв между количеством поставщиков, которые подали заявки на участие, и которые были допущены к участию в процедуре.

Последняя группа индикаторов относится к результатам тендера. Если присутствует более чем один поставщик, должно быть определенное уменьшение итоговой цены контракта по отношению к изначально объявленной. Если уменьшение ничтожно, это может свидетельствовать о том, что конкуренция была фиктивной, а тендер – не реальным. Также о коррупционных действиях может свидетельствовать то, что одни и те же поставщики выигрывают тендеры много раз у одних и тех же заказчиков.

Авторы это демонстрируют на конкретных примерах кейсов закупок бензина. В одном из кейсов, например, фигурируют поставщик А и поставщик Б. Поставщик А выиграл 78% объявленных в регионе тендеров на закупку бензина, поставщик Б – 9,2% тендеров. Поставщик А при этом неоднократно взаимодействовал с одним и тем же поставщиком. И это может свидетельствовать о коррупционной схеме.

Подводя итог, авторы замечают, что один из перечисленных индикаторов не обязательно говорит о наличии коррупции, но, если сразу несколько индикаторов сигнализируют о том, что происходит нечто неконкурентное, вероятность коррупции высока.

См.также:

Коррупция довлеет над постсоветским пространством
Коррупция принимает новые формы
Коррупцию проще видоизменить, чем победить
Коррупция на весах постматериалистических ценностей
Высокая конкуренция снижает эффективность госзакупок
Открытость снижает и цены, и конкуренцию

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 12 февраля, 2015 г.