Роды на дому – вне роддома, стационара или репродуктивного центра – формально и не запрещены. Но санитарные условия, помощь специалистов, контроль над процессом родов – все в такой ситуации может быть охарактеризовано как недостаточное. Качество работы медиков коммерческих клиник или независимых акушерок, к которым при выборе родов на дому обращаются женщины, зачастую неудовлетворительно. В конечном счете, результат родовспоможения на дому нередко оказывается непредсказуемым как для матери, так и для ребенка.
Вместе с тем, не только эти причины заставляют врачей отрицательно относиться к домашним родам, полагает магистр социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Анастасия Новкунская. Дело еще и в том, что такие роженицы игнорируют принятый порядок коммуникации с медучреждениями, который в случае с ведением беременности довольно жестко регламентирован, пишет она в статье ««Безответственные роды» или нарушение норм российской системы родовспоможения в случаях домашнего родоразрешения», которая опубликована в «Журнале исследований социальной политики». Участники домашних родов, указывает Новкунская, маргинализируются в восприятии врачей, поскольку «определяются как те, кто не оценивает возможные риски и, следовательно, не берет за них ответственность».
Исследование основано на 14 глубинных интервью с акушерами-гинекологами (в том числе заведующими гинекологическими отделениями и районным специалистом), проведенных в одном из районных центров РФ, и на включенном наблюдении общения с представителями медучреждений по поводу домашних родов в Санкт-Петербурге в 2013 году. Среди центров репродуктивного здоровья женщин рассматривались разные инстанции: женские консультации, гинекологические отделения больниц и роддома.
Медучреждения, которые посещают женщины в связи с беременностью, действуют по четко установленной схеме, констатирует исследователь. Действия работников системы родовспоможения определены правилами и приказами министерства здравоохранения. Это ведомство оказывается решающей инстанцией, в том числе, и потому, что в российской медицине не развито саморегулирование. В итоге коммуникации системы охраны женского здоровья и пациентов регламентированы: выстроена определенная институциональная цепочка взаимодействий беременной женщины с женскими консультациями (ЖК), клиниками и пр.
При этом предполагается, что пациентка должна понимать логику работы таких учреждений и следовать их правилам (хотя, по мнению эксперта, они не всегда очевидны). В этом смысле на будущую мать возлагается серьезная ответственность.
Другая зона ответственности пациенток, в интерпретации врачей, – это отношение к своему здоровью и здоровью будущего малыша. Под этим опрошенные врачи подразумевали не только отсутствие вредных привычек (курения, употребления наркотиков и пр.), но и грамотное репродуктивное поведение, то есть отсутствие абортов в анамнезе. Такая ответственность родителей определяется медиками как моральная.
Еще один ключевой момент, трактуемый в терминах сознательности, – это отношение к беременности как к явлению. По мнению респондентов, женщина должна осознавать все риски, связанные с этим состоянием, и понимать, что снизить их может только медицина. Такая логика характерна, естественно, и для представителей здравоохранения других стран. «Риторика «что если» (what-if syndrome), воспроизводимая медицинским персоналом, определяет роды как патологический процесс, с которым женщина не может справиться самостоятельно», – заявляет исследователь.
В здравоохранительной системе координат моральная ответственность пациенток предписывает им при наступлении беременности обращаться за квалифицированной помощью в медучреждения, в российском контексте — прежде всего в государственные.
Тем самым, специалисты женских консультаций, клиник и роддомов ждут от будущих матерей определенного поведения, «выстраивания» беременности по правилам, отмечается в статье. При этом так называемая «карьера» вынашивания ребенка, с точки зрения медиков, в идеале начинается с планирования беременности, а не с постановки на учет в ЖК.
Ответственность родителей в глазах представителей системы здравоохранения во многом «конструируется как послушное участие во взаимодействиях с медиками», пишет Новкунская. Иначе говоря, в восприятии врачей, пациент включается в субординацию и теряет автономию при принятии значимых решений.
В таком контексте ответственность роженицы заключается в доверии к врачу. И при этом она должна быть «беспроблемной» в общении, высказывают пожелание опрошенные врачи.
Речь идет не только о соблюдении правил внутреннего распорядка медучреждений, но и о позитивном психологическом настрое пациентки. Она должна быть готова к сотрудничеству. При этом, как ни парадоксально, от будущей матери ждут «понимания несовершенств институционального устройства медицины».
Из всех этих соображений следует, что домашние роды, с точки зрения врачей, оказываются уклонением от существующих практик общения пациенток и медучреждений, выходом за рамки устойчивой институциональной траектории. В итоге в дискурсе врачей такие роженицы маргинализируются как люди, не осознающие всех последствий своего поведения, отметила автор статьи.
Правда, в непримиримом отношении медиков к «неформатным» родам играет роль и тот факт, что пациентки, полечившись в коммерческих клиниках, разочаровавшись и потеряв немалую долю средств, в итоге возвращаются в систему государственного здравоохранения, и врачам приходится расхлебывать все последствия работы своих «коммерческих» коллег.
Таким образом, де-факто официальная медицина оказывается единственным экспертом в области репродукции. Поэтому непризнание ее авторитета и нежелание пациенток общаться с женскими консультациями и гинекологическими клиниками не без оснований могут рассматриваться как безответственность будущих родителей.
См. также:
Врачи должны вмешаться в лечение по интернету
Зарплаты и ответственность медсестер должны расти
Врачи считают свою профессию свободной, но служат государству
Врачебная этика – взгляд изнутри
Сертификация врачей пойдет на пользу пациентам