• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сожительство предваряет брак, а не заменяет его

В большинстве случаев в России первый опыт сожительства оказывается преамбулой к супружеству. Однако молодежь выстраивает более разнообразные матримониальные стратегии. Для нее сожительства все чаще становятся самостоятельным институтом, альтернативой официальному союзу, выяснили младший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Екатерина Митрофанова и студентка бакалавриата факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алена Артамонова.

Во многих странах Западной Европы сожительство институционализировалось, перестав быть формой аномального брачного поведения. В этом случае сожительство служит заменой официальному союзу. В России подобные тенденции тоже проявляются, хотя и менее заметно.

Для большинства людей сожительство все еще остается преддверием брака. Но у представителей молодого поколения сожительство постепенно превращается в новую версию супружества, рассказали Алена Артамонова и Екатерина Митрофанова в докладе «Является ли сожительство альтернативой браку в России?» на семинаре в Институте демографии НИУ ВШЭ.

Доклад опирается на анализ данных национального обследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семьи и обществе» (РиДМиЖ; три волны – 2004, 2007 и 2011 годов) Независимого института социальной политики. Подвыборка работы Митрофановой и Артамоновой включала 4880 представителей поколений 1930-1986 годов рождения. Анализировались только первые союзы, поскольку большинство россиян имеют лишь один брак и/или сожительство в течение жизни.

Браки как матримониальная стратегия все еще преобладают

Российские браки долгое время были ранними и универсальными – альтернатив им, по сути, не существовало. Внебрачные отношения – «нереспектабельные» – обычно переходили в официальное супружество, нередко вдогонку за наступлением беременности (см. статью «Внебрачные дети – не значит безотцовщина»).

Возраст вступления в первый брак начал заметно расти с 1993 года (см. Захаров С.В. Брачность в России: история и современность // Демоскоп Weekly. 2006. №261-262), что было связано, в том числе, с социально-экономическими трансформациями в стране, появлением новых ценностей и ориентиров молодежи (см. статью «Молодежь жаждет самореализации»). Стало увеличиваться и количество неофициальных союзов, причем возраст вступления в них снижался.

«Так или иначе, сожительство пока нельзя назвать самостоятельным социальным институтом», – отметили авторы доклада. Иными словами, сожительство все еще оказывается «предисловием», или, в терминологии Артамоновой и Митрофановой, «придатком» к браку.

Для доказательства этой гипотезы исследователи смоделировали все возможные сценарии развития первого сожительства. Они подсчитали, что лишь 9% анализируемых сожительств продолжают длиться на момент опроса. Это может свидетельствовать о некоторой эфемерности этого явления.

Остальные 91% партнерств либо закончились расставанием (15% случаев), либо трансформировались в первое супружество (76%). В случае разрыва получается, что сожительство было самостоятельным союзом. В случае заключения брака сожительство послужило подготовкой к нему, пробной версией супружества. Правда, в более чем трети случаев (35%) такой брак на момент опроса уже распался. Однако в 41% случаев супружество продолжалось.

Рисунок 1. Варианты продолжения первого сожительства

Источник: здесь и далее доклад Алены Артамоновой и Екатерины Митрофановой.

Сожительства замещают часть браков

Исследователи распределили самостоятельные и «придаточные» сожительства по полу и поколению. Это позволило доказать эволюцию восприятия незарегистрированного союза у разных поколений, начиная с 1930-х годов рождения и до 1980-х годов рождения.

Доля людей, которые начали свои матримониальные биографии с неофициальных отношений, не снижается, отметили авторы работы. Однако среди поколений россиян, родившихся в 1970-х годах и 1980-х годах, то есть тех, кому 28-44 года, растет доля людей, для которых сожительство выступает независимым социальным институтом.

Рисунок 2. Варианты развития первого сожительства по поколениям

Сравнения поколений представлены на рисунке 2.

Среди детей 1960-х годов доля тех, для кого сожительство служило альтернативой браку, была ничтожно мала (4% мужчин и 5% женщин). Это вполне сопоставимо с показателями старта наблюдений - поколения 1930-х годов (1% и 4%, соответственно) и, тем более, двух следующих за ним поколений (1940-1950-е годы).

Однако по «семидесятникам» данные уже совсем другие. Они вдвое превышают показатели «шестидесятников». Мужчин 1970-х годов рождения, для которых неофициальный союз был вполне самостоятельным институтом, насчитывалось уже 8%, а женщин – 9%. В поколениях 1980-х годов по сравнению с «шестидесятниками» доля женщин, для которых сожительство – замена браку, уже утроилась.

В целом же случаи сожительства как «теста» брака, несомненно, преобладают. Здесь фигурируют куда более значительные цифры: 29% для мужчин и 32% для женщин 1960-х годов рождения и 32% для мужчин и 37% для женщин 1970-х годов рождения. Для поколения 1980-х годов финальные обобщения матримониальной биографии делать еще рано, отсюда и значительно меньшие цифры – 11% для мужчин и 21% для женщин.

Молодежь предпочитает сожительства

Авторы доклада посчитали вероятность вступления по достижении 15 лет в первое партнерство – брак или сожительство – в разрезе поколений.

Чем моложе респондент, тем выше для него шансы вступления в первое сожительство и тем ниже вероятность вступления в первый брак, выявили Алена Артамонова и Екатерина Митрофанова. Так, в левой части рисунка 3 (сожительства) и правой части (браки) синие кривые, соответствующие поколению 1980-х годов рождения, ведут себя совершенно разным образом, что и отражает разные шансы сожительства и супружества. «Поведение» красных кривых (поколение детей 1970-х) тоже различается, хотя и менее резко.

Рисунок 3. Вероятность вступления в первый союз после достижения 15 лет

Важными переменными в моделях стали пол, уровень образования и тип населенного пункта. «Женщины имеют большую вероятность вступления в первый союз, чем мужчины, – указывают авторы работы. – Но в случае браков вероятности эти выравниваются для представителей разных полов к 30 годам».

Россияне с высшим образованием реже вступают в любой союз, будь то сожительство или брак, чем люди со средним или средне-специальным образованием. Причем вероятность опыта первого сожительства выше для жителей больших городов. «Это может служить свидетельством изменения ценностей россиян, проживающих в мегаполисах», – комментируют исследователи.

На селе люди придерживаются более традиционных норм и имеют большую вероятность вступления в зарегистрированный союз, чем в неофициальное партнерство.

Таким образом, большинство сожительств разрешаются браком и тем самым служат предварительной версией супружества. Однако различия в матримониальном поведении россиян, тем не менее, растут. Для молодых людей сожительства приобретают самостоятельное значение. И это справедливо прежде всего для горожан, которые обычно первыми ломают демографические стереотипы.

См. также:

Институт семьи стремится к неформальности
«Молодежь жаждет самореализации»
Внебрачные дети – не значит безотцовщина
Семья уменьшается и меняет облик
Россияне ценят традиционную семью
Гражданские браки защищают институт семьи

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 10 февраля, 2015 г.