• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Традиционные СМИ «вырастили» новые масс-медиа

Экспансию соцсетей и других электронных масс-медиа отчасти предопределили газеты, журналы, радио и телевидение. Все то, что не могли дать читателю традиционные СМИ, – молниеносность коммуникаций, фильтрацию бурного информационного потока, непрерывное обновление картины дня, дискуссии в группах по интересам, – обеспечили новые медиа. В итоге интернет-СМИ переживают расцвет, а консервативная традиционная пресса страдает от кризиса, рассказал медиа-аналитик Василий Гатов в журнале НИУ ВШЭ «Отечественные записки».

Успех интернет-СМИ был предсказуем, равно как и проблемы традиционных масс-медиа. Проигрыш газет и журналов во многом объясняется тем, что они запоздало или неправильно среагировали на изменение поведения потребителей информации. Так, распространившаяся в традиционной прессе мода на конвергенцию жанров, стилей, платформ, часто не приводила к улучшению качества продукции. В то же время и прежние редакционные модели безнадежно устарели и вошли в противоречие с ускоряющимся темпом медиа-коммуникаций. Наконец, общество давно стало нуждаться уже не в периодическом, как в печати, а в постоянном обновлении информации.

Ясно, что и в этом смысле, и во многих других новые медиа оказались в куда более выигрышной ситуации, чем старые, отмечает Василий Гатов в статье «О судьбах прогульщиков на обочине прогресса», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Отечественные записки».

Читатель хочет получать информацию молниеносно и адресно

Сетевые СМИ имеют успех не только в силу своей гибкости, общедоступности, способности к постоянному обновлению информации и другим достоинствам. Бум новых медиа отчасти объясняется особенностями традиционных СМИ, например, их инерционностью и зависимостью от рекламодателей. В современных условиях это довольно серьезные недостатки.

Читателю, который и так тонет в безбрежном океане информации и при этом постоянно ловит посторонние сигналы (реклама, пиар и пр.), хотелось бы все же видеть некие маяки и спасательные круги. Особенно с учетом дефицита времени, которым он располагает. Подобное стремление получать персонифицированные информационные сообщения «явилось следствием консерватизма СМИ, их медленной адаптации к новым привычкам пользователей и, вероятно, переизбытка прямой и косвенной рекламы», считает автор статьи.

Социальные сети исправляют ошибки старых медиа и предлагают информационные фильтры. Для этого есть механизм рекомендаций, проводящий в направлении пользователя ту информацию, которую высоко оценили его друзья, единомышленники, участники той же социальной сети.

Нельзя не учитывать и характерный для информационного общества горячий спрос на «коммуникации реального времени» – безотлагательные, почти молниеносные. Его сейчас с лихвой удовлетворяют соцсети. И, напротив, на него не смогли ответить традиционные СМИ, живущие строго по расписанию. Газеты выходят утром, телепередачи – в определенное время. Такой негибкий режим невольно переориентирует потребителей информации в сторону интернета, который существенно легче приспосабливается к индивидуальному расписанию и предпочтениям. На этом, в частности, во многом построено «умное» телевидение – Smart TV, аудитория которого получает контент по запросу.

И, наконец, бумажная пресса невольно ограничивает сведения и круг мнений относительно тех или иных событий. В интернете же суждений и версий тех или иных сюжетов – бесчисленное множество. Другой вопрос, насколько профессиональны и объективны эти тексты. Как бы то ни было, традиционными источниками информации ограничиться уже практически невозможно.

Стагнация прессы объясняется ее консерватизмом

Проблемы традиционных СМИ, прежде всего газет и журналов, окончательно обнажил финансовый кризис 2008-2009 годов. Стало ясно, что их бизнес-модель не состыкуется с изменениями в привычках потребителя и с эволюцией бизнеса и рекламы. «Привычная торговля копиями… не прошла проверку в частично перестроившемся полуцифровом обществе США, - пишет эксперт. – Многие другие рынки пережили или переживают аналогичный спад сейчас или будут меняться под воздействием этой тенденции в ближайшие двадцать лет».

Телевидение также демонстрирует некоторые симптомы кризиса, добавляет Гатов, однако масштаб этого сегмента в большинстве медиаэкономик так велик, а влияние на рекламодателей и политиков столь существенно, что для повторения того кризиса, который наблюдается в газетах, телевидению понадобится «куда более сильный толчок».

Так или иначе, старые редакционные медиа теряют в количестве и качестве. Одновременно с этим легкость и дешевизна входа в медиа-сегменты в интернете обеспечила бум новых предложений как от профессиональных редакций, так и от блогеров, агрегаторов и корпораций. Пик этих процессов наблюдался в 2010-2011 годы, уточняется в статье.

К слову, редакционная модель старых СМИ тоже внесла свой вклад в их кризис. Прежние редакционные структуры (часто неповоротливые, излишне иерархизированные) вошли в противоречие с убыстряющимся темпом коммуникаций.

Конвергенция не всегда оборачивается во благо

Порой на судьбу традиционных масс-медиа влияли управленческие ошибки, вызванные чрезмерным доверием к модным теориям конвергенции (наиболее влиятельная из них была создана Анненбергской школой коммуникаций при Пенсильванском университете).

Известно, что сторонники конвергенции нередко описывали происходящие процессы смешения форм, жанров, платформ, методов и стилей в современных СМИ как эволюцию профессии журналиста, который в ряде случаев становился еще и фотографом, звуко- или видеооператором, монтажером и пр. Другой вопрос, как это происходило на практике и выигрывало ли от этого качество информационных продуктов.

Конвергенция, несомненно, проходила и на организационном уровне: наблюдались слияния радиостанций и веб-сайтов, редакций газет и телевизионных программ. В итоге таких реструктуризаций формировалось «единое конвергентное производство», которое далее только «упаковывается» – в выпуск и дистрибуцию специфического канала.

И, наконец, в печальной судьбе традиционных СМИ сыграли роль и модные эксперименты с ньюсрумами. По выражению Гатова, они были «любимым занятием издателей и собственников СМИ» в 2002-2008 годах. С наступлением тяжелой фазы финансового кризиса эти реформы усугубили положение прессы, считает эксперт. Редакторы и издатели вынуждены были сокращать работников редакций, «выбрасывая на рынок особо подготовленных «суперсолдат» с самыми разнообразными, хотя и не обязательно качественно развитыми, дополнительными знаниями и готовностью их применять», замечает медиа-аналитик.

Рынок СМИ меняется необратимо?

На посткризисное время, 2009-2010 годы, пришлось время запуска или роста новых медиапроектов, которые сегодня вполне успешны и генерируют много новых идей, продолжает Василий Гатов.

По сути же, во многих странах в СМИ сложилась «революционная ситуация». Накопившиеся изменения в медиа-потреблении (основным источником его роста стали смартфоны и планшетные компьютеры) не могли не оказать воздействия на экономического донора – рекламодателей. Рекламные рынки стали выправлять диспропорции, особенно заметные при сопоставлении, скажем, долей времени и денег, которые доставались традиционным газетам и журналам, с одной стороны, и мобильным СМИ и социальным формам массовой коммуникации – с другой.

С учетом всех перечисленных факторов, и поставщики, и покупатели информации оказались в ситуации, когда сохранение традиционного рынка масс-медиа стало невозможным. «Происходящее сегодня – это не желаемое интернет-пионерами проникновение Сети в жизнь и замена ею всего и вся, – резюмирует Василий Гатов. – Это глубинный процесс, при котором технология формирует поведение потребителя, изменяет потребителя, дополняет его и успевает еще раз измениться, чтобы вновь запустить этот циклический процесс».

См. также:

Информационный поток затопит человечество
«Вирусный редактор» инфицировал традиционные СМИ
Коммуникационная революция создает нового медиапотребителя
Приручить «цунами» информации
Подростки редко откровенничают в соцсетях
Интернет станет главным помощником в деле самообразования

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 9 февраля, 2015 г.