• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современные исследования развеивают мифы о лидерстве

Лидерство становится все более популярной темой исследовательских работ. Ученых-психологов, социологов, а также исследователей в области менеджмента интересуют такие проблемы, как идентичность лидера, лидерские инструменты, а также сильные стороны лидера, отметил в своем докладе «Развитие лидерства с опорой на сильные стороны» доцент НИУ ВШЭ, старший консультант и ведущий программ развития лидерства международной компании Linkage Алексей Улановский.

Опросы показывают, что даже в самых развитых с экономической точки зрения странах лишь незначительная часть менеджеров, управленцев в бизнесе уделяет внимание своим сильным сторонам и используют их в деятельности, рассказал Алексей Улановский на II конференции НИУ ВШЭ «Психоанализ и бизнес: HR Практики: развитие или адаптации организации в период кризиса».

В своем докладе автор представил обзор исследований лидерства за последние 10 лет и ключевых обсуждающихся тем. Среди них – темы сильных сторон лидера, лидерской идентичности, различных составляющих и инструментов лидерства.

Идентичность лидера

Одна из наиболее популярных тем в современных социальных науках – идентичность. «Исследователи уделяют много внимания тому, как формируется карьерная, профессиональная, лидерская идентичность», – рассказал Улановский. Это обусловлено тем, что постмодернистский мир очень многообразен и поиск идентичности в условиях этого многообразия становится сложным занятием.

Лидерская идентичность в таком контексте представляет особый интерес, поскольку лидеру приходится играть множество разных ролей. Поэтому в исследованиях лидерства фокус внимания в настоящее время постепенно смещается с темы черт и качеств к теме идентичности.

«Современная психология личности – это, по сути, психология черт. Но в последние 10-15 лет заметен крен в сторону изучения идентичности, когда обсуждаются не только и не столько черты и качества, а сколько контекст и влияние культуры», – считает Улановский. Исследователям интересно, как формирует человека жизненная история и как она интерпретируется самой личностью. Речь идет не об объективной биографии, а именно об ее интерпретации, а также о самоидентификации.

Новый вопрос, который возникает в этом ключе: «Что определяет в первую очередь идентификацию и аутентичность лидера – личность или контекст?». «Мы часто говорим, что лидер – это харизма личности, а более пристальный взгляд показывает, что на самом деле многие лидерские решения и действия связаны со взаимодействием, коммуникацией, влиянием обстановки, в которой формируется и проявляется лидер», – рассказал Улановский.

Инструменты лидера

Инструменты лидера – так условно можно обозначить еще одну группу тем, вокруг которых строится множество исследований. Это очень разнородная группа, но входящие в нее статьи объединяет поиск аспектов, либо повышающих эффективность лидера, либо влияющих на лидерское формирование. Речь, например, идет о способности извлекать уроки из прошлого, рассказал Улановский, напомнив о гуру теорий лидерства Уоррене Беннисе, который акцентировал важность закалки прошлым и использования полученного в нем опыта.

Интересная новая тема – умение лидера быть в настоящем моменте. «Мы много говорили о том, что для лидера важно уметь визуализировать и обладать стратегически видением, но сейчас среди обсуждающихся тем появилась тема присутствия лидера, способность быть «здесь и сейчас» в ситуации», – отметил докладчик.

На фоне растущей виртуализации жизни актуальной стала тема отличий лидерства «лицом к лицу» и виртуального лидерства. «Современный руководитель не только выступает вживую на бизнес-совещаниях, он также сейчас активно участвует в многочисленных электронных коммуникациях (e-mail-переписка, официальные обращения и т.д.). И в этом тоже очень прозрачно проявляется его лидерская позиция», – заметил Улановский. Отсутствие достаточного внимания этому виду коммуникации несет риски. Известны, например, случаи, когда руководители писали злобные письма подчиненным, а на следующий день эти письма появлялись в социальных сетях.

Среди других тем исследований лидерства, связанных с повышением эффективности, – использование юмора, умение быть не только и не столько героем, а служить своей команде, а также генеративное лидерство. В последнем случае речь идет о том, что лидер не просто руководит коллективом, а вкладывает себя и в развитие лидерских качеств других людей.

В фокусе сильные стороны или риски перфекционизма

Один из мифов о лидерстве заключается в том, что идеальный лидер – человек со всесторонне развитыми качествами. Однако известные авторы и исследователи в области психологии, например, Дональд Клифтон, занимающийся исследованиями сильных сторон личности и один из основателей позитивной психологии Мартин Селигман уже давно обратили внимание на необходимость работать в первую очередь с сильными сторонами личности, а не зацикливаться на исправлении слабых.

Однако представления о неких идеальных моделях лидерства до сих пор сохраняются и это обусловлено исторически. В начале ХХ века существовало очень много моделей лидерства, предлагающих наборы компетенций, которыми должен обладать лидер. «Стремление к реализации таких моделей – порочная практика, поскольку вместо того чтобы опираться на свои фирменные качества и навыки, человек занимается «подтягиванием хвостов»», – заметил Улановский. Он привел известные примеры абсолютно разных по своей природе лидеров – Уинстона Черчилля и Махатмы Ганди. «Они противоположны по своему лидерскому профилю, с разными компетенциями, но оба вели нацию за собой. Можно было бы предложить Ганди подтягивать мощные волевые стороны, как у Черчилля, а Черчилля развивать эмпатию и умение быть чутким и спокойным, но тогда оба перестали бы быть собой и не добились того, чего добились», – отметил докладчик.

Тем не менее, например, в практиках коучинга, по его словам, проявляется своего рода мазохистское стремление уделять внимание тому, что плохо. «Во время коуч-сессии на основе оценок 360 (метод оценки персонала: ред) клиенты часто предлагают: «Давайте сразу к слабым сторонам, о сильных я и так хорошо знаю»», – рассказал Улановский.

То, что сильные стороны не в полной мере и недостаточно используются в лидерстве, подтверждает крупномасштабное исследование компании Gallup, в ходе которого было опрошено 198 тысяч менеджеров в разных странах на предмет того, соответствует ли их профессиональная деятельность их сильным сторонам и качествах. То есть это, по сути, вопрос о том, насколько потенциал респондентов используется в их работе. Результаты показали, что всего лишь 30-36% опрошенных считают свои сильные стороны полностью используемыми в таких странах, как США, Индия, Канада. В других странах (Германия, Франция, Япония, Китай, Великобритания) показатели еще ниже – от 26 до 13%.

«То есть получается, что зачастую менеджеры выполняют задачи, которые находятся вне зоны их сильных сторон», – прокомментировал Улановский. Между тем исследования подтверждают, что соответствие профессиональных задач сильным качествам тесно связано с уровнем вовлеченности человека в профессиональную деятельность. При использовании сильных сторон уровень вовлеченности составляет более 73%, при неиспользовании он падает до 9% и здесь уже возникает другая тема – эффективности и успешности бизнеса и экономики в целом.

См. также:

Гонка за успехом ведет к эмоциональному выгоранию
Успех бизнеса зависит от мотивации сотрудников
Привязанность к начальнику полезна компании
Топ-менеджерам в России не хватает коучинга
Психоанализ поможет бизнесу

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 6 февраля, 2015 г.