• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Китай усилит подготовку инженеров

Китай делает ставку на инженеров. Власти страны готовят реформу национальной системы всеобщих выпускных экзаменов «гаокао» с тем, чтобы мотивировать молодежь выбирать технические специальности, рассказал Джерард А. Постильоне в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».

Мимо рынка

Система «гаокао» в чем-то схожа с российским ЕГЭ – результат экзамена играет решающую роль при поступлении китайских абитуриентов в вуз. Но, как показывает практика, хорошее образование не гарантирует хорошую работу. В 2013 году из 7 млн китайских выпускников лишь половине удалось найти работу к моменту получения диплома. Многие были вынуждены устраиваться по специальности, не соответствующей их квалификации. Часто полученные выпускниками знания не соответствовали требованиям рынка труда.

Китайские семьи нередко идут на большие жертвы, для того чтобы дать детям высшее образование. И, конечно, родители приходят в замешательство, если ребенок, успешно сдавший выпускные экзамены и поступивший в университет, не может потом найти хорошую работу.

Каждый год на рынок труда выходит 17 млн выпускников вузов и школ, рассказал директор Центра китайской науки и образования при факультете образовательных наук Гонконгского университета Джерард А. Постильоне в статье «Китай: реформа «гаокао»: национальной системы всеобщих выпускных экзаменов». При этом студенты и их родители нередко воспринимают высшее техническое образование как образование второго сорта. Эту точку зрения трудно сломить, так как хорошее высшее образование традиционно отождествляется у китайцев с получением стабильной работы в каком-нибудь госучреждении.

Проблема в том, что устойчивый экономический рост КНР возможен только в том случае, если страна перестанет зависеть от экспортоориентированных производств, использующих дешевую рабочую силу. Необходимо модернизировать производства, что невозможно без привлечения еще большего числа высококвалифицированных технических специалистов.

Ставка на технарей

Задуманная правительством КНР реформа «гаокао» как раз и должна решить проблему нехватки технических специалистов. Известно, что после реформы будет два варианта экзамена: один – для молодых людей, склонных к техническим наукам, другой – для тех, кому ближе более традиционные академические (гуманитарные) направления.

Технический вариант «гаокао» ориентирован на тех, кто хотел бы стать инженером, старшим механиком или высококвалифицированным рабочим. Сдав его, абитуриент можно будет поступить в один из 600 колледжей и университетов технической направленности. Их список будет определен министерством образования, и они составят половину всех государственных вузов страны. Этим вузам предложат реструктурировать учебные планы и трансформировать их из академических в прикладные и профессиональные.

В правительстве надеются, что реформа «гаокао» поможет продвижению Национального плана по развитию кадрового потенциала и Национального плана по реализации средне- и долгосрочных образовательных реформ.

Новая реформа «гаокао», по словам Джерарда А. Постильоне, отразится на всей китайской системе высшего образования. Школьникам уже в 16 лет придется делать жизненный выбор между техническим и гуманитарным «гаокао».

Есть основания полагать, добавляет автор статьи, что большое число выпускников предпочтет технический вариант «гаокао», поскольку многие семьи еще до начала реформы заметили изменения, происходящие на рынке труда. Например, то, что специалисты технических специальностей легко находят работу, в то время как выпускники гуманитарных вузов борются за то, чтобы хоть как-то закрепиться на рабочем месте.

Как не поссорить город с деревней

Чтобы реформа «гаокао» завершилась удачно, необходимо преодолеть несколько проблем, отметил автор статьи.

Во-первых, грядущее преобразование 600 государственных вузов местного значения в высшие технические и профессиональные вузы существенно изменит дифференциацию и стратификацию всей структуры высшего образования. Это крупная реформа, успех которой всецело зависит от внешней эффективности и которая должна быть согласована с меняющимся рынком труда. Иначе говоря, результатом реформы должно стать появление новых рабочих мест и повышение качества промышленного производства.

Во-вторых, реформа должна выкорчевать глубоко укоренившиеся представления о том, что высшее образование – это только академические навыки. В Китае это особенно нелегко, ведь понятие образования здесь представляет одну из важнейших конфуцианских ценностей, но при этом не имеет отношения к профессионально-техническому образованию.

Однако, по мнению Постильоне, основания для оптимизма есть: по данным Министерства образования, в 2013 году 1,4 млн абитуриентов собирались поступать на профессионально-технические программы. Только в Шанхае они составили 15% от всех выпускников школ.

Одна из проблем, которые необходимо решить в рамках готовящейся реформы – не только изменение представлений людей о превосходстве традиционного академического образования, но и переоценка культурного капитала, который общество и работодатели приписывают обладателям профессионально-технического диплома. Если получение такого диплома останется пределом мечтаний для студентов из сельских районов, есть риску получить еще более стратифицированное общество с жестким разделением города и деревни. Студентов из бедных аграрных регионов, которые приезжают в лучшие китайские университеты, становится все меньше, и можно ожидать, что учителя и чиновники от образования будут подталкивать сельских школьников к техническому «гаокао».

Чтобы повысить число студентов из бедных регионов в ведущих вузах, в 2014 году министерство образования решило увеличить квоту до пятидесяти тысяч мест (с тридцати тысяч в 2013 году) для выходцев из десяти центральных и западных провинций страны. Министерство также рекомендовало лучшим вузам, которые имеют значительную автономию в вопросе отбора абитуриентов, принять аналогичные меры.

См. также:

Университеты в Китае не способствуют социальной мобильности
Страны БРИКС развивают собственные образовательные стратегии
Китайские реформы эффективнее российских
Китайские вузы сверяют программы с требованиями экономики

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 5 февраля, 2015 г.