• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Процветание зависит от облика города

Красота города может служить ключом к решению его политических, экономических и социальных проблем. Панорамы города, его мифология, имидж могут стать драйверами преобразований городской среды, превратить ее в более комфортную для жителей и туристов, рассказал культуролог и основоположник гуманитарной географии Дмитрий Замятин, выступивший в НИУ ВШЭ.

Доклад «Геокультурные факторы развития российских городов» руководителя центра геокультурной региональной политики Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева Дмитрия Замятина ответил на вопрос, какую роль могут сыграть визуальная красота и культурный багаж города в улучшении качества городской жизни.

Тем самым эстетике города отчасти – и вполне закономерно – придается утилитарный смысл. Во всяком случае, она может оказать существенное влияние на городские преобразования, на социальную ситуацию в городе и его перспективы. В этом смысле опорным становится понятие геокультурного брендинга города.

Такой брендинг должен опираться на историко-культурное наследие территории, образы знаковых для нее событий и гениев места (Достоевский и Гоголь в применении к Санкт-Петербургу, автор «Улисса» Джойс как «дух» Дублина, художники-импрессионисты как создатели образа Парижа, Тициан – гений Венеции). Грамотный геокультурный брендинг территории не только консолидирует горожан, но и приносит городу щедрые экономические дивиденды, начиная от инвестиций и развития туризма и заканчивая совершенствованием городской инфраструктуры. При этом важно, чтобы такая геокультурная политика была системной.

У территории должна быть миссия

Город как явление можно рассматривать во многих ракурсах: это и сообщество, и территория, и экономика, и, в терминологии докладчика, «экзистенциальный смысл» (историческая, психологическая, мифологическая аура города, важная для каждого горожанина и городского сообщества в целом; значение города в представлении его жителей).

Разные конфигурации всех этих сюжетов позволяют построить три модели, с которыми могут работать преобразователи городской среды. Общий знаменатель этих стратегий – политика «вкладов» в людей и в развитие местных сообществ.

Первая модель предполагает сочетание трех факторов. Это система хозяйственного жизнеобеспечения города (ЖКХ, здания и сооружения, материально-техническое снабжение, быт семей и пр.), социокультурная деятельность личностей и сообществ и, наконец, «экзистенциальный смысл» территории. Последний компонент невозможно «пощупать» физически, он существует, скорее, в подсознании горожан (хотя, по мнению Замятина, и несколько девальвировался в современном обществе).

Городским властям нужно грамотно общаться с горожанами

Вторая модель также складывается из трех факторов. Первый – инфраструктура культуры (театры, музеи, дворцы культуры), визуальный облик города, определяющий первое впечатление о нем, а также знаковые события и люди.

Второй фактор – отношения человека и общества с государственными и муниципальными структурами. На эти контакты, от которых во многом зависит развитие города, накладывают отпечаток, в том числе, городские празднества и культурные мероприятия.

Третий фактор – территориальный: это городская культура на уровне районов и дворов (планировка, застройка, поведение местных сообществ и пр.), на уровне города в целом, а также на фоне страны, региона, мира.

Ставка на узнаваемые панорамы и уют

Моделировать имидж города можно, опираясь и на третью модель – наиболее сложную. Она включает в себя, во-первых, значимые панорамы (в терминологии докладчика, скайлайны; в Санкт-Петербурге такими символами города будут, к примеру, Адмиралтейство, Дворцовая площадь, Петропавловская крепость и пр.). Еще один компонент этой модели – так называемое «тепло места», то, что связано с психологическим комфортом и доверительным общением людей. Здесь подразумеваются уютные кафе и ресторанчики в туристически успешных городах (Париже, Лондоне и пр.).

Третий компонент этой модели – драматическая топография (эмоционально переживаемое историческое прошлое). Она может быть отражена, в том числе, в живописи («Вид Толедо» Эль Греко, «Московский дворик» Поленова, картины Маковского и Коровина о Москве).

Но какую бы из трех стратегий город ни выбрал, ему стоит сделать ставку прежде всего на горожан, подчеркнул Дмитрий Замятин. Городская политика должна быть непосредственно связана с людьми, которые способны трансформировать традиционный облик города.

См. также:

Полноценной жизнью живут не только столицы
Россиян привлекают города-миллионники
«Умные города» помогут модернизировать экономику страны
Российские города отстают в развитии
Москвичи привязаны к своему району

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 29 января, 2015 г.