В системе высшего образования растет интерес к социальным сетям. Они активно используются не только для общения однокурсников, но и для привлечения новых студентов в вузы, а также для взаимодействия с нынешними учащимися.
Круг общения студента важен для его успеваемости: друзья участвуют в формировании отношения к учебе и своими успехами способны стимулировать усердие других. При необходимости они оказывают прямую поддержку, объясняя учебный материал и помогая в выполнении заданий. Олег Польдин и Екатерина Креховец решили выяснить, по какому принципу формируются дружеские связи в сети, от чего зависит дружба студентов в виртуальном пространстве. Результаты исследования были представлены в научном докладе «Дружеские сети студентов: факторы формирования и основные характеристики».
В рамках данного исследования был проведен опрос первокурсников факультетов бизнес-информатики, менеджмента и экономики НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде. Анкета, предложенная студентам, позволила получить информацию о социально-экономическом статусе респондентов, их академических характеристиках и о предпочтениях в проведении досуга, а также сведения об их однокурсниках, с которыми они чаще всего общаются онлайн. Вывод о том, кто с кем и почему больше всего дружен в сети был сделан после проведения регрессивного анализа на основе полученных данных.
Как отмечают авторы статьи, в имеющихся зарубежных исследованиях на данную тему делается вывод о том, что процесс формирования дружеских связей среди студентов зависит от совокупности факторов, среди которых принадлежность к одной этнической группе или расе, географическая близость, семейное окружение. Общие интересы в рамках обучения в университете, такие как изучаемые курсы или участие в университетских спортивных секциях, также оказывают существенное значение на выбор друзей в интернете.
В России принципы формирования дружбы в сети в целом оказались схожими с теми, что были отмеченв в других странах.
Общие интересы, близость как духовная, так и географическая объединяют студентов в соцсетях.
Как выяснили авторы исследования, среднестатистический студент дружит в сети с 6–9 однокурсниками. Самое большое число друзей (14 однокурсников) было отмечено у студента факультета менеджмента, по 13 друзей – у одного учащегося факультета бизнес-информатики, у одного учащегося факультета экономики и двух учащихся факультета менеджмента.
Наиболее сильным фактором «притяжения» оказалось соседство. Обучение в одной группе увеличивает вероятность возникновения дружбы в сети в разных коллективах – где-то на 10%, а где-то 28%. Влияние проживания в одном общежитии способствует дружбе в виртуальном пространстве гораздо слабее – на 1%-6%.
Другим значимым условием сетевой дружбы стала принадлежность студентов к одному полу. Совпадение пола на 2,3–6,6% увеличивает вероятность связи в сети.
И, наконец, третьим ключевым фактором для завязывания онлайн-отношений была отмечена успеваемость. Чем ближе средний балл, тем больше вероятность возникновения дружбы. Регрессивный анализ показал, что на факультете менеджмента приближение среднего балла на 1 пункт увеличивает вероятность возникновения дружбы между студентами на 1,7–3,5%, на факультете экономики – на 2,8–3,4%.
Проведенное исследование также показало: материальное положение студентов на их дружбу не влияет. Бедные могут дружить с богатыми с той же вероятностью, что и бедные с бедными, а богатые с богатыми.
В то же время, Польдин и Креховец отмечают, что материальное положение исследуемых студентов примерно одинаковое, так что в масштабах всей страны результаты могут оказаться и иные.
Авторы исследования делают вывод о том, что личные социальные контакты людей происходят в значительной степени с людьми, близкими по социально-демографическим и личностным характеристикам. Это накладывает ограничения на получаемую от других людей информацию, формирование взглядов и мировоззрения.
Результаты исследования, по их мнению, можно использовать в практических целях. Например, администрация вуза может целенаправленно формировать студенческие группы и расселять студентов в общежитии, например, чтобы оптимизировать общую успеваемость или создать благоприятную среду для самых способных студентов, либо поддержать недостаточно подготовленных учащихся.
См. также:
Дружба влияет на успехи в учебе
Студентам нужна помощь, а не отчисление
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения
Рейтинг школы зависит не только от результатов ЕГЭ
Университет служит инкубатором для среднего класса