• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Молодые люди зациклены на стройности

Мания стройности и фобия полноты, одержимость собственным телом, постоянная рефлексия по поводу своего внешнего вида, следование идеалам «фотомодельной» стройности – таковы особенности телесной культуры общества потребления, транслируемой в молодежной среде, выяснили сотрудники Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Яна Крупец и Надежда Нартова.

«Встречают по одежке...» – этот стереотип, свидетельствующий о чрезмерной значимости внешнего вида, постоянно воспроизводился в дискурсе респондентов. Яна Крупец и Надежда Нартова провели 40 качественных интервью с петербуржцами в возрасте от 15 до 30 лет. Несмотря на различия в жизненном опыте и разные стадии взросления, все без исключения информанты, как оказалось, имели общий «пунктик» – собственный вес. Это предмет постоянного беспокойства и рефлексии. Небольшое превышение веса порождает комплексы и заставляет молодежь самообразовываться во всем, что касается диет, калорийности продуктов, физических упражнений и фитнеса.

«Весорефлексивная культура» – так Крупец и Нартова называют привычку абсолютизировать идеалы «фотомодельной» стройности, транслируемые массмедиа – глянцевыми журналами и порталами, рекламой, ток-шоу, кинофильмами – и тиражируемые молодежной субкультурой. Причем эти относительно новые ценности вполне предсказуемы, подчеркивают исследователи. Императивом общества потребления становятся внешнее совершенство, неустанная забота о себе любимом, вечная молодость и безупречная стройность.

Эксперты характеризуют информантов как образованную городскую молодежь и условно относят их к среднему классу. Результаты исследования отражены в статье ««Худой значит нормальный»: управление телом в среде городской молодежи», опубликованной в последнем номере «Журнала исследований социальной политики» (№ 4 за 2014 год) НИУ ВШЭ.

Культ тела: между неврозом и здоровьем

По сути, впору говорить о «неврозе» фотомодельной стройности среди молодежи, считают авторы статьи. И старшие школьники, и дипломированные специалисты почти одинаково одержимы идеей совершенного тела. Телесный образ для них чрезвычайно важен в восприятии себя и других. Тем самым тело становится «полем социальных беспокойств, культурной и социальной политики», объектом постоянной рефлексии, одно из красноречивых проявлений которой – постоянный мониторинг и коррекция собственного веса, указывают эксперты.

В подобной «канонизации» стройности, очевидно, немало поучаствовали массмедиа. Люди, не соответствующие продвигаемым в них идеалам, так или иначе, стигматизируются, оказываются за рамками «приличий».

Эти медийные стереотипы поддерживаются, а порой и усиливаются молодежной субкультурой. Ученые не раз констатировали, что от внешних параметров тела подростка во многом зависит его восприятие со стороны сверстников. Отклонения от стандартов стройности, как ни печально это осознавать, могут сделать школьника аутсайдером в коллективе. То есть психологический комфорт и особенности социализации молодого человека могут быть связаны, в том числе, с весом тела.

Впрочем, в культе стройного тела есть и свои плюсы, связанные со здоровым образом жизни, отмечают Крупец и Нартова. «Российское общество находится в процессе интенсивного становления нового биополитического порядка, и идеология «правильного тела» – здорового, репродуктивного, выполняющего нормы ГТО — все более входит в нашу повседневную жизнь, все сильнее меняет привычные практики питания, физических нагрузок и ухода за собой», – подчеркивают исследователи.

«Модельный» вес стал фетишем и для юношей

Весорефлексивная культура гендерно нейтральна, выявили авторы статьи. Судя по ответам информантов, весьма чувствительно воспринимают свою физическую форму как девушки, так и юноши. Иными словами, если раньше считалось, что в «доработке» до некоего совершенства нуждается только женское тело, то теперь речь идет и об «апгрейде» мужского тела.

При этом формирование представлений о собственном теле предполагает оценивание других, сравнивание себя с ними и «аттестацию» с их стороны. Здесь подразумеваются не только повседневные контакты с друзьями и коллегами. В систему референции включаются и абсолютно незнакомые люди, и медийные звезды.

В связи с такой усилившейся оглядкой на нормы стройности, респонденты говорили о недовольстве собственным телом (или отдельными его частями), признавались в том, что стараются регулярно измерять свой вес. В дискурсе, связанном с лишними, по мнению опрошенных, килограммами, фигурировали слова «дискомфорт» и «тяжесть». А когда разговор шел о смысле похудения, юноши и девушки поясняли, что хотят выглядеть привлекательно.

Любопытно, что даже мужчины при аргументации апеллировали к гламурной внешности: «Подойдите к любой топ-модели и задайте ей вопрос: «Ты довольна своим телом?» Какой ответ будет у нее? Такой же ответ будет у меня. Конечно, нет», – отметил петербуржец 25 лет.

Молодежь изучает, но не всегда практикует здоровый образ жизни

Следствием подобной озабоченности стройностью становится желание управлять собственным телом и формирование соответствующих компетенций.

Молодежь живо интересуется всем, что, по ее мнению, может создать «правильное тело». Это режим питания, калорийность и свойства продуктов, размер физической нагрузки, упражнения для разных групп мышц и прочее. Молодые люди настойчиво ищут и даже заучивают такую информацию. Благо, порталов по управлению телом, грамотному питанию, фитнесу в интернете множество (речь не идет об опасных группах в социальных сетях, пропагандирующих нездоровое, чрезмерное похудение — об этом см. статью Врачи должны вмешаться в лечение по интернету).

Впрочем, получение сведений о здоровом образе жизни еще не означает их регулярного применения. Теория может так и не воплотиться в устойчивую практику. Главными способами достижения желаемых объемов тела становятся ограничения в еде и самостоятельные, как правило, нерегулярные физические нагрузки. Причем эти меры могут носить экстренный характер. Так, в одном из вполне симптоматичных ответов фигурировало авральное похудение накануне «светского выхода» в обтягивающем платье.

О применении знаний по достижению идеального веса позволяет судить еще один весьма показательный ответ. В нем респондентка сетовала, что, живя рядом с парком, так и не смогла заставить себя бегать по утрам. То есть популярные рецепты здорового образа жизни так и остались лишь теорией.

Худоба становится транснациональным лозунгом молодежи

Если худоба оказывается в представлении опрошенных не просто желанной, но практически необходимой (это почти часть идентичности), то сама мысль о возможности «стать толстым» вызывает страх.

О боязни увеличения веса говорили многие респонденты. Причем это никак не связано с «эпидемией ожирения», охватившей многие западные страны из-за экспансии фастфуда. «Борьба с ожирением не является актуальным вопросом российской системы здравоохранения и социальной политики», – комментируют исследователи.

Любопытно, что чрезмерно низкого веса, также являющегося отклонением, опрошенные не опасались. «Для юношей и девушек возможная социомедицинская патологизация излишне худого тела компенсируется его соответствием разделяемому культурному канону», – пишут авторы статьи.

Таким образом, в среде городской образованной молодежи конструируется телесная норма в логике «худой — значит нормальный», подчеркивают Яна Крупец и Надежда Нартова. И подобная телесная культура вписана в широкий транснациональный контекст — рынков, медиа и политик.

«Молодежь опосредует глобальные образцы и формирует собственную весорефлексивную культуру телесного производства, зачастую более принудительную и оказывающую более жесткое влияние на индивидуальный выбор, чем государственная биополитика», – заключают авторы статьи.

См. также:

Врачи должны вмешаться в лечение по интернету
Фармбизнес недостаточно освоил соцсети для врачей
Молодежь жаждет самореализации
Бездетность все чаще предопределяют убеждения
Современные дети живут в «сети»
Подростки редко откровенничают в соцсетях

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 23 января, 2015 г.