• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сексуальная революция охватила не все постсоветское пространство

Установки в отношении семейных и сексуальных норм на территории бывшего СССР сильно разнятся. На страновом уровне это обусловлено экономическим развитием и уровнем религиозности. На индивидуальном одним из значимых факторов является возраст. Наиболее либеральны на постсоветском пространстве люди среднего возраста. К таким выводам в ходе своего исследования пришли сотрудники Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ, Санкт-Петербург) Софья Лопатина, Вероника Костенко и Эдуард Понарин.

После распада СССР постсоветские республики претерпели значительные экономические, политические и социальные трансформации, которые не могли не сказаться на установках и ценностях населения.

Лопатина, Костенко и Понарин решили сравнить семейные ценности и сексуальные нормы в восьми постсоветских государствах: Армении, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, России, Украине и Узбекистане. В качестве базы для анализа авторы использовали материалы шестой волны проекта «Всемирное исследование ценностей» (WorldValuesSurvey, WVS). Сравнение проводилось по нескольким линиям: мусульманское – христианское общество, индустриальное – аграрное и религиозное – светское.

Один из неожиданных результатов исследования заключается в том, что люди среднего возраста более склонны к либерализации семейных норм, чем представители молодого поколения.

Аборты и добрачный секс оправдывают в России, Украине и Белоруссии

В процессе сравнительного анализа выяснилось, что самый высокий уровень либерализации семейных норм (оправдание абортов, разводов и секса до брака) характерен для России, Белоруссии и Украины. Наиболее близок к этим странам Казахстан. Азербайджан, Кыргызстан. Узбекистан и Армения находятся примерно на одинаковом – низком – уровне либерализации.

График 1. Оправдание абортов, разводов и секса до брака (кумулятивный индекс)

Одна из задач исследования заключалась в том, чтобы выяснить, как религиозность и приверженность исламу влияют на эмансипативные ценности и семейные нормы. Результаты показали, что ислам не является принципиальным фактором, ограничивающим либерализацию сексуальных и семейных норм. «Согласно полученным данным, население мусульманских стран не одинаково в своих семейных ценностях», – отмечают исследователи.

Это можно продемонстрировать на примере трех стран – Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Население Казахстана в большинстве своем мусульманское. Но уровень либерализации семейных норм в этой стране намного выше, чем в Кыргызстане и Узбекистане.

Более значимым фактором, чем доминирующая конфессия, оказалась религиозность. «Принято считать, что в исламских странах нравы принципиально строже, чем во всех других, на самом деле, в христианской Армении респонденты демонстрируют значительно более нетерпимое отношение к абортам, разводам и особенно к сексу до брака, чем в преимущественно мусульманском Казахстане, где уровень религиозности намного ниже», – поясняют ученые.

График 2. Уровень религиозности в исследуемых странах

Также исследование подтверждает, что индустриальные общества, такие как Казахстан или Беларусь, демонстрируют более либеральные взгляды, чем население аграрных стран – Узбекистана или Кыргызстана, к примеру.

Это соответствует теории модернизации Инглхарта, согласно которой доминирующее влияние на ценности оказывает как уровень экономического развития, так и культурные и религиозные особенности общества.

Либеральный средний возраст

Одна из интересных находок исследования заключается в том, что пожилые люди и молодежь склонны к большей консервативности в отношении семейных норм, чем представители средней возрастной когорты (35-45 лет). «Консервативные установки старших, возможно, отражают доминирующие ценности общества, которые пришлись на период их формирования. А более либеральные взгляды людей среднего возраста могут быть связаны с результатами советской модернизации позднего периода СССР (1970-1980-е годы)», – поясняют исследователи.

Что касается молодежи, то здесь, по мнению ученых, речь идет об архаизации социальных норм на почве подъема консерватизма, который случился в постсоветский период из-за идеологического вакуума на фоне коллапса СССР. Авторы полагают, что после разрушения старой системы ценностей новая появилась не сразу, и ситуация аномии вызвала оживление религиозности, подавленной в советские времена, а значит, и всплеск нового традиционализма.

Также исследователи выяснили, что семейные ценности женщин в аграрных странах связаны с финансовым положением семьи. Если семья богатая и перед женщиной не стоит необходимости выступать в качестве одного из кормильцев, ее взгляд на семейные нормы более консервативен. Работающие женщины из семей со средним и низким достатком, наоборот, более либеральны в своих установках. Люди, получившие высшее образование, крайне редко демонстрируют радикально консервативные взгляды на аборты, разводы и добрачный секс.

Взгляды населения в отношении семейных норм представляют интерес для исследователей не только в контексте эмансипационных ценностей и гендерного равноправия, но и позволяют прогнозировать в целом ценностные сдвиги, резюмируют исследователи. Также сексуальные и семейные установки, как отмечают ученые, отражают степень модернизации общества.

См. также:

Россияне ценят традиционную семью
Финансовый кризис влияет на гендерные установки
Пропаганда безопасного секса ушла в интернет
Женщин угнетает не ислам, а неграмотность
Арабская молодежь предпочитает патриархат

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 12 января, 2015 г.