• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сфера услуг превращается в драйвер экономического спада

Девальвация рубля, инфляция и сокращение спроса серьезно ударили по предприятиям сферы услуг. Они не смогли компенсировать потери от снижения оборота ростом цен на свои услуги, что привело к дефициту финансов почти у половины игроков рынка, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге делового климата в сфере услуг

B IV квартале 2014 года предпринимательская активность в сфере услуг продолжила снижаться. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) снизился по сравнению с предыдущим кварталом на 6% и достиг минимального значения за три года (-4%).

Ухудшение делового климата в сфере услуг связано, в первую очередь, с сокращением платежеспособного спроса со стороны населения.

Торможение роста доходов, обесценивание рубля и рост инфляции на фоне сохраняющейся неопределенности в оценке экономической ситуации вынуждают потенциальных потребителей услуг экономить и тратить деньги лишь на самое необходимое. В результате сокращается объем бизнеса компаний и их прибыль. Предприятия сферы услуг сокращают персонал и теряют свой конкурентный потенциал.

Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности более 5,7 тысяч организаций различных видов экономической деятельности, оказывающих услуги, из всех регионов России, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.

Как пишут эксперты ЦКИ, число предпринимателей, отметивших снижение потребительского спроса, объема оказанных услуг и полученной прибыли, в IV квартале превышало число тех, кто сообщил о позитивных сдвигах. Ситуацию усугубило еще и то, что при разгоняющейся инфляции е, предприниматели из-за падения спроса не смогли поднять цены на услуги, что привело к дефициту их финансовых средств. О нехватке денег заявили 43% опрошенных.

Ухудшение делового климата наблюдалось в 11 из 14 видов деятельности сферы услуг. Хуже всего дела обстояли в сегменте туристического бизнеса. Предприниматели связывают это с беспрецедентным падением спроса на услуги. «Так, практически половина руководителей турфирм указала на недостаточный уровень спроса в IV квартале 2014 года, – отмечается в мониторинге. – А 45% отметили снижение показателя по сравнению с предыдущим кварталом».

Плохие прогнозы

Прогнозы на начало будущего года у экономистов ЦКИ пессимистичные. «Очевидно, что начало 2015 года будет очень непростым для рынка услуг не только по объективным причинам, связанным с неблагоприятным сезонным фоном. Многим организациям придется работать в условиях дальнейшего снижения потребительского спроса, поскольку надеяться на быстрое улучшение макроэкономической ситуации и рост реальных доходов населения пока не приходится», – заключают они. 

Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг

  

Комментирует Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Сфера услуг, в отличие от промышленности или строительства, не имеет никакого профита ни от ослабления национальной валюты, ни от запуска программы импортозамещения. Ей достаются только потери, поскольку она жестко зависит от негативной динамики потребительского спроса.

Возможное развитие рынка «необязательных» услуг, от которых многие россияне готовы отказаться при дальнейшем повышении градуса неопределенности, хорошо демонстрирует нынешнее состояние туристического бизнеса.

Резкий спад в этом сегменте, близкий к обрушению рынка, обусловлен практически  всеми негативными аспектами сложившейся экономической и политической ситуации. Сберегательная модель поведения, ведущая к ограничению необязательных расходов, на фоне падения курса рубля и связанного с ним существенного повышения стоимости загранпоездок, привели к тому, что впервые за последние годы сократилось число выезжающих за границу. Политическая напряженность усугубила ситуацию, поскольку реакцией стал запрет определенной категории работников проводить отпуск за рубежом. Совокупность факторов обусловила массовое банкротство турфирм. В качестве «импортозамещения» туристический бизнес мог бы переориентироваться на внутренний рынок, однако пока из-за недостаточно развитой инфраструктуры спрос на внутренний туризм несопоставим с обвалом внешнего рынка.

Въездной туризм, которому ослабление рубля могло бы дать существенные преференции в виде снижения расходов для иностранных туристов, не только не развивается, но, напротив, свертывается из-за политической напряженности, вынуждающей отказываться от поездок в Россию.

В 2015 году реальные располагаемые денежные доходы населения, с учетом курсового и инфляционного дефлятора, уйдут в зону отрицательного роста. При отсутствии положительных геополитических и макроэкономических сдвигов потребительский спрос на услуги продолжит снижаться. В этом случае у сферы сервиса в следующем году есть реальные шансы внести негативный вклад в динамику ВВП и превратиться из драйвера экономического роста в драйвер погружения в рецессию.

 

24 декабря, 2014 г.