• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прибалтийские русские любят Россию, но не считают ее своим домом

Этнические русские, живущие в Латвии и Литве, осознают свою общность, чтут русскую культуру, но родным домом считают не Россию, а страны проживания. Это касается даже тех русскоговорящих жителей Прибалтики, которые родились за пределами этих республик, отметили в исследовании, опубликованном в журнале НИУ ВШЭ «Мир России: социология, этнология», Арвидас Виргилиюс Матулионис и Моника Фреюте-Ракаускене.

Главный научный сотрудник Института социологии Литвы Арвидас Виргилиюс Матулионис и научный сотрудник Института этнических исследований Литвы Моника Фреюте-Ракаускене в исследовании «Идентичность русской этнической группы и ее выражение в Литве и Латвии. Сравнительный аспект» попытались сравнить самоопределение и идентичность русской этнической группы в этих странах. Под этничностью авторы подразумевают общность (или идентичность), основанную на общем происхождении и чувстве солидарности. Это, по их мнению, отличает «этничность» от понятия «народ», которое в большей степени связано с языковыми, культурными и идеологическими пластами.

В основе исследования – биографические интервью, с помощью которых ученые пытались выяснить, как формируются этнические общности и насколько этничность важна для отдельного человека.

Респондентам задавались вопросы о том, как они определяют свое этническое происхождение и национальность, об их связи с местом/страной проживания и своей исторической родиной, о дискриминационном опыте, гражданской и политической активности, а также о влиянии политических и социальных изменений (в том числе евроинтеграции) на определение своей этнической идентичности. В дополнение к качественным данным в статье используются данные количественного опроса (ENRI-VIS), проведенного в Литве и Латвии.

Смена гражданства

Русские, живущие в Латвии и Литве – это иммигранты разных исторических периодов. Первым потоком русской иммиграции считается переселение старообрядцев, бежавших из России от религиозного преследования.

В 1989 году, по данным статистических ведомств Литвы и Латвии, в этих странах проживало более 345,4 тысяч (9,4% населения) и 906,6 тысяч (34% населения) русских соответственно. После выхода Прибалтики из состава СССР, принятый в Литве закон о гражданстве предоставлял право на гражданство всем, кто работал и жил в стране к моменту восстановления независимости и за два года определился с выбором гражданства. Абсолютное большинство жителей Литвы, в том числе этнические меньшинства, приняли решение стать гражданами Литвы. По данным переписи 2011 года, 99,3% жителей имеют литовское гражданство.

Этническая политика Латвии была более сложной. Власти Евросоюза критиковали ее за несоответствие требованиям ЕС в области прав человека и этнических меньшинств. Дело в том, что гражданство автоматически предоставлялось лицам, являвшимися гражданами страны до 14 июля 1940 года, вследствие чего большая часть населения осталась «негражданами». Тем не менее, по данным переписи 2011года, латвийское гражданство имели 83,5% жителей страны, еще 14,2% являлись негражданами.

Уехать или остаться

Опросы показывают, что молодое и среднее поколение русских, родившихся в Литве, больше идентифицируют себя с Литвой, чем с Россией. И даже те русскоязычные жители Литвы, кто родился на другой территории, все равно считают Литву своим родным домом, отметили авторы исследования.

В Латвии различия между гражданами и негражданами более заметны. С другой стороны, даже те неграждане, которые родились в Латвии, идентифицируются с ней, а не с Россией, а особенно с тем местом, в котором живут, констатируют ученые.

Общность с местом и страной проживания отчасти отражается и в данных количественного исследования ENRI-VIS о миграционных установках. Респондентам был задан вопрос, воспользовались бы они возможностью переезда в другую страну (одни или с семьей) при гарантированной финансовой и социальной поддержке. Примерно 41% опрошенных русских в Литве ответили, что не хотят никуда уезжать. Еще 29% предпочли бы уехать, а 23,5% заявили, что скорее уехали бы. Из желающих уехать лишь 29% хотели бы перебраться в Россию, на втором месте – Великобритания (16%), на третьем месте США (11%).

Почти зеркальная ситуация в Латвии: 40% живущих здесь русских ответили, что они никогда бы не уехали из страны. Еще 32% респондентов сообщили, что точно уехали бы, и 22% возможно, уехали бы. При этом 31% из пожелавших уехать, в качестве страны иммиграции выбрали Россию, 10% – Великобританию, 8% – Германию и 4% – Ирландию.

Свои и чужие

Другой важный маркер самочувствия этнических меньшинств – этнические конфликты и опыт дискриминации.

Согласно исследованиям ENRI-VIS, в Литве 47% русских признают наличие межэтнического напряжения, 10% считает, что это напряжение велико. Впрочем, 41% русских отрицают какое-либо существование проблемы.

Говоря об этнических конфликтах и дискриминационном опыте опрошенных русских респондентов во время биографических интервью, авторы уверяют, что «ни один из них не ощущал никакого напряжения и не замечал конфликтов между русскими и литовцами». Но сразу замечают, что представители молодого поколения упомянули некоторые повседневные ситуации (например, испытывали предвзятое отношение к себе в университете, на курсах и т.д.). Один молодой человек упомянул действия литовских ультраправых. Представители старшего поколения, и те, кто не говорит по-литовски, вспомнили несколько ситуаций, связанных с языком – литовцы делали им замечания о том, что они не владеют государственным языком или не отвечали на вопросы, заданные по-русски (нередко при этом извинялись, что не знают русского языка). При этом, ни один из респондентов не чувствовал себя дискриминируемым по языковому принципу.

Ситуация с межэтническими конфликтами в Латвии снова почти один в один напоминает литовскую. Почти половина опрошенных (49%) считает, что есть незначительное напряжение между латвийскими русскими и латышами, 15% полагает, что оно огромно, а 32% ответили, что такого напряжения совсем нет.

Во время биографического интервью ни один русский респондент не назвал примеров личного дискриминационного опыта. Большинство опрошенных русских ощущает напряжение между русскими и латышскими этническими группами из-за языковых различий. При этом, по словам авторов, ни один из опрошенных не ощущал сильного межэтнического напряжения и не сталкивался с конфликтами на этой почве.

С чего начинается Родина

Опросы показывают, что живущие в Литве русские всех поколений идентифицируют себя с Россией, как с исторической Родиной. При этом представители младшего поколения в большей степени отождествляют себя не со страной, а с русской культурой. Информанты старшего поколения, по мнению исследователей, больше чувствуют связь не с современной РФ, а с Советским Союзом.

Те, кто посещал или посещает дошкольные учреждения или среднюю школу с преподаванием на русском языке, чувствуют большую связь с русским языком, культурой, нежели посещавшие литовскую школу (особенно это касается молодого поколения). Таким образом, можно утверждать, что этничность обусловлена не местом или страной рождения, но имеет связь с культурой и языком, делают вывод авторы исследования.

Русские, родившиеся в Латвии, особенно представители старшего поколения или старообрядцы, считают Латвию своей родиной, однако считают себя русскими по этническому происхождению. Опрошенные, родившиеся в России, больше идентифицируются с местом проживания в Латвии (даже с улицей) и чувствуют определенную связь не с самой Россией, а опять же с определенным местом (например, с Брянском, где живет дочь с семьей).

Часто родившиеся в Латвии респонденты вообще не ощущают связи с Россией, не имеют там друзей или родственников. Так, для одного респондента среднего возраста, работающего водителем дальних рейсов, связь с Россией обусловлена лишь его профессией, поскольку обычно его маршрут в Казахстан проходит через Белоруссию и Россию.

Есть молодые люди, отмечающие явные отличия между русскими, живущими в России, и русскими в Латвии и отождествляющие себя не с российскими русскими, а с общиной русских Латвии.

Этническая идентичность важна для всех поколений русских в Литве и Латвии, делятся результатами исследования ученые. Во всех поколениях русских, опрошенных в Латвии, преобладает локальная идентичность: информанты отождествляют себя с улицей, на которой живут, городом. Даже неграждане, родившиеся в Латвии, имеют локальную идентичность. Представители молодого поколения, родившиеся в Латвии или Литве, страну проживания считают своей родиной, но чувствуют общность с Россией в культурном плане (язык, культура, религия). Многие указывают, что все еще думают по-русски, хотя хорошо владеют латышским языком.

См. также:

Распаду СССР способствовал культурный национализм

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 23 декабря, 2014 г.