• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жители комфортных городов склонны к оседлости

Жителей российских городов можно разделить на четыре группы в зависимости от отношения к городу, ожиданий от него, ценностей и образа жизни. Три группы предпочитают вести оседлый образ жизни, поскольку они либо довольны местом своего проживания, либо просто пассивны. Четверть жителей городов мобильны и всегда готовы к переезду. Учет ценностей каждой из групп позволит сделать город более комфортным для всех жителей, отметила в исследовании группа ученых Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ.

Исследование типов горожан было подготовлено к IV Московскому урбанистическому форуму. Авторы работы – сотрудники Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Екатерина Дыба, Егор КотовПетр Иванов и Татьяна Шварева во главе с руководителем проекта Александром Высоковским – в рамках масштабного исследования «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда» опросили жителей шести городов: Екатеринбурга, Новосибирска, Воронежа, Томска, Краснодара и Тюмени. В анкетировании участвовали 5400 человек.

На основе опросов и были выделены четыре группы горожан – в зависимости от их требований к городской среде, заинтересованности в тех или иных аспектах развития города и степени мобильности (подробнее о проекте см. статью «Полноценной жизнью живут не только столицы»).

Ценители эстетики и инфраструктуры города

Первая группа – почти треть (32,2%) от общего числа респондентов – горожане во всех смыслах этого слова. Это люди со сложившимся отношением к городской среде, которые ориентированы на жизнь в сообществе. Такие жители принимают близко к сердцу эстетику города и ценят предоставляемые им широкие социально-экономические и культурные опции. Среди представителей этой группы наибольший процент людей с высшим образованием (65,3%). Большинство респондентов из этой группы имеют доходы до 50 тысяч рублей в месяц на одного человека.

Эту группу интересуют такие блага как образование, работа, досуг и благоустройство. Для них важно, чтобы в городе были хорошие вузы, много магазинов шаговой доступности и крупные торговые центры. Их любимые места связаны с досугом в одиночестве или в компании друзей: это музеи, театры, выставки, кафе, стадионы. Они активно перемещаются по всему городу, хотя и тяготеют к центральной его части.

Горожан этого типа волнует привлекательность облика города, в том числе дворов и зеленых зон. В то же время в особой активности по месту жительства они не замечены. Им, к примеру, не интересно участие в местном самоуправлении.

Горожане, ценящие уют дома и двора

Горожан второй группы (в исследованных городах таких жителей в среднем 22,2%) значительно больше, чем горожан первой группы, волнуют вопросы качества жилья и придомового окружения, а также управление жилыми домами и стоимость жилья. Они активно интересуются благоустройством дворов и скверов, часто участвуют в субботниках и организуют уборку подъезда, говорится в работе.

В этой группе преобладают жители городской периферии, которые ездят на работу в центр или в другие районы города. Поэтому для таких горожан особенно важно качество работы общественного транспорта.

Если первая группа относительно молодая, то вторая – люди средних лет. Их доходы на одного члена семьи – 15-25 тысяч рублей.

Домоседы

Третья группа не имеет отчетливых средовых предпочтений и стратегий городского поведения. Такие горожане, по определению исследователей, довольно пассивны. Это самая большая по численности группа: 42% от общего числа респондентов. Ее представители ценят в городах возможность трудоустройства, высокую зарплату, а также хорошие детсады, школы и поликлиники. Остальные требования к качеству городской среды (насыщенный досуг, нормальный транспорт и пр.) они предъявляют по минимуму.

Чаще всего такие люди ищут работу рядом с домом. Они не состоят ни в каких общественных движениях, будь то местное самоуправление или благоустройство двора. Представители этой группы низкодоходны, пишут эксперты: больше половины имеют доход до 25 тысяч рублей на одного человека.

Видимо, такие горожане реализуют кризисную жизненную стратегию. Не случайно их территория ограничена лишь квартирой и работой. «Их средовые предпочтения могут сформироваться при повышении уровня доверия к окружающим их людям и институтам и при улучшении качества городской инфраструктуры», – комментируют исследователи.

Потребители города

Четвертая группа горожан – наиболее малочисленная (3,8% от выборки) – сильно отличается от остальных. Такие люди сверхактивны, инициативны и амбициозны. В этой группе больше всего бизнесменов, студентов и тех, кто совмещает работу с учебой. Горожане этого типа ценят хорошую экологию, качество транспорта и инфраструктуры. Однако в целом их отношение к городу крайне потребительское, указывают эксперты.

Такие жители почти не участвуют в местном самоуправлении, но, тем не менее, придают важность социальному капиталу. Четверть горожан этого типа состоят в общественных движениях, а 71,5% за последние год-полтора участвовали в добровольных акциях и занимались благотворительностью. Почти 40% удовлетворены своим местом работы.

Поскольку в этой группе больше всего бизнесменов и работающих студентов, ее представители вполне оптимистично смотрят на предпринимательство: 42% считают, что в их городе легко (или, скорее, легко) заниматься бизнесом. «Можно предположить, что это ценностно монолитная группа, ориентированная на индивидуализм и личностные достижения, – пишут авторы исследования. – Они не укоренены в городе, город является для них лишь тем местом, где они могут реализовать свои собственные устремления». Такие люди готовы переехать и в другой город, если получат там более выгодное предложение по работе.

Город для всех граждан

С учетом выделенных групп горожан, можно повысить качество городской среды за счет четырех факторов, указывают авторы исследования.

Первый – развитие институтов гражданского общества. Жителей города нужно вовлекать в управление городской средой. Это особенно важно для горожан третьей группы: в этом случае они смогут самоопределиться в городе.

Второе направление действий – повышение качества культурной инфраструктуры города. Это увеличит удовлетворенность им у жителей первой группы.

Третий сюжет – развитие транспорта и повышение качества и доступности жилья, для соответствия потребностям горожан второй группы.

И, наконец, для поддержки представителей четвертой группы необходимо еще одно направление действий: расширение возможностей реализации предпринимательских и социально значимых проектов.

См. также:

Полноценной жизнью живут не только столицы
Россиян привлекают города-миллионники
«Умные города» помогут модернизировать экономику страны
Российские города отстают в развитии
Москвичи привязаны к своему району

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 23 декабря, 2014 г.