• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мобильность студентов растет

Международная студенческая мобильность переходит на коммерческие рельсы и расширяет географию. Стажировки молодежи за рубежом активнее всего поощряют Саудовская Аравия, Бразилия и Китай. Филип Альтбах и Дэвид Энгберг в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование» изучили новые тренды студенческой мобильности в мире

Глобализация высшего образования немыслима без широких  возможностей обучения за рубежом. Несмотря на бум массовых открытых онлайн-курсов и филиалов лучших университетов в разных точках мира,  студенты по-прежнему охотно едут за знаниями за границу. В итоге иностранные учащиеся стали доходным бизнесом: Великобритания и США зарабатывают на этом примерно по 24 млн долларов в год, отметили в статье «Международная студенческая мобильность: грядущие перемены» директор Центра по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже (США) Филип Альтбах и исполнительный директор консалтинговой компании GlobalOpportunitiesGroupДэвид Энгберг.

Правда, нельзя упускать из виду и оборотную сторону учебы за рубежом – серьезные расходы отправляющей стороны. Платит ли за стажировку семья или государство – это в любом случае «затратное мероприятие», признают авторы статьи. Тем не менее, и правительства стран, и сами семьи решаются на такую поддержку молодежи: с международной студенческой мобильностью связаны большие планы. Это подготовка кадров в ключевых областях знания, повышение качества исследований, обучение новым технологиям, апгрейд инфраструктуры образования и системы госуправления.

Индивидуальные бонусы стажировок за рубежом тоже ясны. Это возможность получить диплом престижного вуза, карьерное продвижение, новые профессиональные связи и перспективы. Правда, стажировки нередко заканчиваются эмиграцией молодых талантов. Для решения этой проблемы имеет смысл, по примеру ряда стран, включать в программу обучения пункт о возвращении стипендиата на родину и отработке вложенных в него средств, считают Альтбах и Энгберг.

Статья основана на исследовании программ поддержки исходящей студенческой мобильности в одиннадцати странах мира: Бразилии, Китае, Египте, Индии, Индонезии, России, Казахстане, Мексике, Пакистане, Саудовской Аравии и Вьетнаме.

Экспорт знаний – «золотое дно»

Международная мобильность студентов коммерциализируется, выяснили исследователи. Принимающие страны все чаще рассматривают иностранных учащихся именно как источник дохода. «Наиболее агрессивная политика в этом плане у британских и австралийских вузов, которые берут с зарубежных студентов значительно больше, чем со своих, пытаясь таким образом залатать дыры в бюджете в условиях сокращения финансирования высшего образования», – указывают Альтбах и Энгберг. Университеты США, прежде всего в штатах Нью-Йорк и Вашингтон, тоже перенимают эту практику.

Ранее в программах мобильности обычно участвовали магистранты и аспиранты. В 2011 году в США число иностранцев среди учащихся бакалавриата впервые превысило число иностранцев среди магистрантов и аспирантов, и этот разрыв растет.

Азиатское направление поездок активизировалось

Студенты, как правило, едут учиться с глобального Юга на глобальный Север, например, из Азии в англоязычные страны: США, Великобританию, Канаду и Австралию.

Еще одно базовое направление – западноевропейское. Европа рассматривает мобильность учащихся в качестве одного из политических приоритетов, напоминают эксперты. В этом плане показательна программа «Erasmus+», цель которой – предоставление более чем 4 млн европейцев возможности получить опыт обучения, работы или участия в волонтерской программе за рубежом в период до 2020 года. Впрочем, мобильность учащихся в пределах Европы неоднородна, что связано с состоянием экономики и национальными приоритетами.

Альтбах и Энгберг выделяют и новые образовательные узлы – страны, которые перестали быть только отправляющими, но стали и принимающими. Так, в Малайзии получают образование около 58 тысяч иностранцев, и примерно столько же граждан страны обучаются за рубежом. Китай – лидер по числу выезжающих учащихся – параллельно принимает около 77 тысяч иностранцев в год. К новым образовательным магнитам относятся также Сингапур и Гонконг. Египет принимает студентов со всего исламского мира.

Импорт образования помогает развитию экономики

Наиболее масштабные программы исходящей мобильности действуют в Бразилии, Саудовской Аравии и Китае.

В Саудовской Аравии стипендиальная программа имени короля Абдаллы (действие до 2020 года) охватывает 164 тысячи студентов. Они едут учиться преимущественно в США. Запущенная в Бразилии в 2011 году программа «Наука без границ» направлена на то, чтобы к 2015 году 101 тысяча студентов всех уровней прошла обучение за рубежом на краткосрочных программах или с целью получения иностранного диплома. В рамках программы, стартовавшей в 2007 году в Китае, ежегодно получают возможность учиться за границей 11 тысяч студентов.

Почти во всех остальных странах число стипендий на поездки составляет около тысячи в год. Программами может управлять министерство образования, нередко совместно со специальными организациями при правительстве или структурами типа Британского совета.

Причины заинтересованности исследуемых стран в исходящей мобильности просты. И первая из них – необходимость подготовки компетентных кадров, прежде всего в естественных и технических науках. Это вполне логично с учетом сверхзадач этих стран – ускорения экономического роста и повышения международной конкурентоспособности.

Такие программы содействуют и апгрейду инфраструктуры образования. Индонезия и Вьетнам отправляют будущих вузовских преподавателей в аспирантуру за рубеж, чтобы повысить число ученых со степенью PhD.

Наконец, обучение за рубежом призвано внести вклад в улучшение  госуправления в стране. Таков посыл программы SPIRIT в Индонезии, согласно которой сотрудники 11 государственных агентств могут получить образование за границей. Китайские стипендиальные программы были учреждены не только ради развития сотрудничества с зарубежными вузами, но и с учетом сверхзадачи проведения административных реформ.

Острым вопросом остается возвращение отучившейся за рубежом молодежи на родину. Альтбах и Энгберг считают верной политику «отработки» вложенных в студентов денег, действующую в Китае, Индонезии, России, Казахстане, Вьетнаме. Так стипендиаты возвращаются на родину и оправдывают те надежды, которые на них возлагались, а эффект программ мобильности наиболее очевиден.

См. также:

Стажировки должны стать доступнее
Университеты в Китае не способствуют социальной мобильности
Вузы США в Азии могут утратить идентичность
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
Глобализация вузов модернизировала экономику Китая

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 10 декабря, 2014 г.