• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Большие данные сделают общество ответственнее

Большие массивы открытых данных в интернете – big data, open data – привели к появлению нового типа коммуникации в публичном пространстве. Круг ее субъектов максимально широк: аудитория входит в ее «авторский коллектив», наравне с создателями сообщения – журналистами, пиарщиками, программистами и дизайнерами, а также источниками данных – властными и бизнес-структурами. Такое открытое многостороннее общение, с одной стороны, означает новый уровень социальной ответственности в обществе, а с другой – позволяет политикам и предпринимателям улучшить свою репутацию, отметила доцент кафедры интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Марина Шилина

Коммуникация, построенная на использовании открытых данных, дает обществу много новых возможностей.

С одной стороны, обнародование такой информации позволяет аудитории быть в курсе всего происходящего в городе, регионе, стране, ощущать себя «здесь и сейчас». Это путь к общественному неравнодушию, к повышению доверия в социуме.

С другой стороны, «датификация» (dataization) интернета учит всех участников коммуникации большей социальной ответственности, поскольку многие поступки (или бездействие) политиков, бизнесменов, общественных деятелей оказываются на виду – «считываются» с экранов компьютеров, планшетов и смартфонов.

И, наконец, те структуры, чьи открытые данные используются, в случае достойной работы получают хорошую возможность повышения собственной репутации, рассказалаМарина Шилина в статье «Data-коммуникация как новый формат взаимодействия в публичном пространстве» , вышедшей в журнале «Бизнес. Общество. Власть».

Базой исследования стал ряд социально-экономических data-проектов в СМИ.

Data-проекты предполагают сотворчество

Интернет эволюционирует по пути «датификации» – развития коммуникаций, основанных на базах цифровой компьютерной информации. Такие базы данных – а это статистика, нормативные документы, статьи и пр. – могут храниться в общем доступе и беспрепятственно использоваться аудиторией в публичном пространстве. Среди таких ресурсов хорошо известны портал открытых данных Правительства Москвы, Реестр государственных контрактов и портал. Есть открытая информация и по пилотным проектам министерств и по Банку России (см. статью Приручить «цунами» информации).

Data-коммуникации, выросшие из таких баз информации, априори интерактивны и многосторонни. Они предполагают постоянные изменения онлайн. Еще одна важнейшая характеристика таких коммуникаций – визуализация, в идеале, мультимедийная, подчеркнула Марина Шилина. Сообщение такого рода представляет собой интегрированный мультимедийный текст проекта как такового, визуального решения, статистики и других фактографических данных, которые отобраны по фильтрам. Предполагается, что подобные сообщения не просто точно и доступно доносят идею проекта до аудитории, но и включают ее в коммуникацию.

С учетом этой интерактивности получается, что круг соавторов таких data-продуктов сколь угодно широк. К коллективу профессионалов (журналисту, пиарщику, программисту или дизайнеру), создающим сообщение, подключаются читатели. «Аудитория оказывается не только объектом, – пояснила Шилина. – Только активное участие каждого заинтересованного пользователя проекта позволяет ему развиваться». Ясно также, что субъектами data-проектов становятся и государственные и бизнес-структуры, чьи открытые данные используются.

Получается, что data-сообщения принципиально полисубъектны, отмечает эксперт. Такая особенность предполагает совсем иной уровень социальной ответственности политики и бизнеса в общественном пространстве, подчеркивает Шилина.

Большие данные меняют мышление

Проекты на основе открытых данных не просто просвещают аудиторию, но и побуждают к общественной деятельности. «Основной функцией data-коммуникации становится активная социализация аудитории, – поясняет эксперт. – Основой материала является data-информация высокой социальной значимости, которая напрямую затрагивает интересы широкой аудитории и способна вызвать активный отклик».

Иными словами, «большие данные» отчасти меняют мышление в обществе – поощряют людей к участию в важных инициативах и заставляют ценить подобную вовлеченность.

Data-проекты меняют и методы мышления, добавляет исследователь. Обычно анализ большого количества данных позволяет получить максимально точный результат. Однако в случае с «текучими», живыми интерактивными проектами, при которых данные постоянно меняются, точность уходит на второй план.

Определяющими в использовании больших данных становится релевантный метод анализа. Констатация выявленных корреляций при такой коммуникации оказывается важнее выяснения причин явлений.

Data-проекты активизируют жизнь в регионах

Анализ data-журналистики в работе основан на навигационных проектах ряда СМИ, которые во многом были инициированы РИА Новости в 2013 году в рамках проекта «Большая Россия – большие данные». Среди таких проектов, например, «Из Москвы! Россия большая, куда вам переехать?» («Московские новости»), «Где в России жить хорошо?» («Аргументы и факты»), «Меняющаяся Россия» (журнал «Эсквайр»), ряд социально-экономических ресурсов и пр.

Проект навигации внутренней миграции «Из Москвы!..» предложил карту-схему страны с архетипами городов и сел, где были зафиксированы предпочтения россиян по выбору нового места жительства на основе тридцати наборов данных. Такая информация «напрямую каждому гражданину» позволяет решать вопросы «расширением обитаемого экономического пространства страны», а также влияет на брендинг территории, считает эксперт. Иными словами, в проекте высок потенциал формирования имиджа регионов, добавляет она.

В похожий проект «Где в России жить хорошо?» , но еще более адресный, аудитория вовлечена с самого начала. Читатель, заполняя анкету проекта, получает основанный на анализе его предпочтений конкретный ответ об оптимальной смене места жительства. Этот проект может принести «дивиденды» субъектам РФ.

Марина Шилина выделяет и блок социально-экономических навигаторов. С качеством жизни в том или ином регионе знакомит проект компании «Меркатор», с влиянием колебаний цен на нефть на зарплату – проект РБК, с кредитованием в любой точке РФ – проект агентства ПРАЙМ.

Открытые данные помогают локальным сообществам

Проекты с bigdata значимы и для сообществ на уровне районов города. Такие коммуникации способствует решению экологических, рекреационных проблем, вопроса устройства детей в детский сад и школу и пр.

Вполне показателен экологический проект «Молоко за вредность» рейтингового агентства «РИА Рейтинг». На основе открытых данных 2,5 тысяч муниципалитетов России была создана интерактивная карта страны, на которой каждый может узнать экологическую обстановку в своем районе. И, соответственно, увидеть, как местные власти участвуют в преодолении проблем (в качестве фактора, разрушающего экологию, рассматривались только вредные выбросы в атмосферу).

Фактически проект экзаменует муниципалитеты с точки зрения социальной ответственности. Если местные власти участвуют в решении экологических проблем, это явно повысит их репутацию. Кроме того, проект позволяет повлиять на активность местных сообществ.

Издание «Большой город» сосредоточилось на рекреационных вопросах. На основе анализа блогов москвичей, сведений о новых заведениях отдыха по районам столицы (126 тыс. «чекинов» в 72 тыс. заведений 62 тыс. профайлов «ВКонтакте») оно сделало онлайн-карту активности жизни столицы (проект «Пульс» ). Задачей ресурса было помочь москвичам рационально использовать свободное время в городе, поясняет Шилина.

Data-проекты изучают информационное поле вокруг России

Расширение аудитории до глобальной, по мнению автора исследования, демонстрирует проект «Меняющаяся Россия». Отчасти это ресурс с геополитическим уклоном. На основе анализа статей о России в «Википедии» ресурс позволяет в режиме реального времени оценивать активность авторов-читателей и внимание к российским проблемам в любой точке планеты. Интерактивные графики иллюстрируют подобные изменения на карте мира в режиме онлайн (фильтры – тип статьи, язык и регион).

Результативность data-проектов во многом зависит от включенности аудитории в процесс их реализации. Чем любопытнее и значимее проект для широкой общественности, тем существеннее пространство коммуникации. А значит, и больше резонанс проекта.

Так или иначе, потенциал больших данных с точки зрения влияния на общество весьма велик. Большие массивы открытых данных не просто повышают осведомленность аудитории, но и побуждают ее активнее участвовать в жизни региона и страны.

См. также:

Информационный поток затопит человечество
Коммуникационная революция создает нового медиапотребителя
Приручить «цунами» информации
«Вирусный редактор» инфицировал традиционные СМИ
Открытые данные Рунета малопригодны для пользователя
Российская школа нуждается в открытости

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 28 ноября, 2014 г.